|
| Final Fantasy XVI |
|
| |
Final Fantasy XIV: A Realm Reborn (PS3/PC/PS4)
Часть 3
После завершения сюжетных квестов и прохождения всех данженов и праймалов, доля осмысленных занятий в игре резко идёт на убыль, и остаётся уже только чистое MMO-задротство. Прокачка других классов (кто-то ещё и альтернативных персонажей качает, хотя я так и не догнал, в чём профит), фарм топового шмота, сборка реликтового оружия и т.д. Лучший в игре шмот покупается за отдельную валюту, которая добывается относительно просто, но имеет хитрый недельный кап, искусственно затормаживающий процесс "одевания" и требующий от игрока постоянного присутствия в игре (чтобы не отстать по уровню экипировки от круглосуточно зависающих в ней товарищей). При этом, сам процесс, понятное дело, бесконечен - к моменту полного одевания, ловко вводится какой-нибудь новый, ещё более крутой сет, и всё начинается сначала. Ну а релик - это отдельная квестовая линия, посвящённая крафту ультимативного оружия, целиком и полностью состоящая из бессмысленного и беспощадного гриндана воистину эпических масштабов (по меркам этой игры, по крайней мере). Свой топовый лук я пилил где-то два с половиной месяца, как минимум один из которых был посвящён исключительно этому процессу. Слышал, что на сегодняшний день все стадии уже значительно упростили, но я делал свой релик фактически в реальном времени, по ходу добавления новых этапов, так что вложиться пришлось по полной программе. Больше всего лично меня напрягала стадия фарма "света" для Нексуса - прямо-таки вешался от занудности и искусственной затянутости этого процесса. С александритами для Новуса тоже малость перебрали - штук 50 было бы достаточно, мне кажется. А вот Атмы и "книжки" на Анимус особых проблем не доставили - FATE'ов мне так и так дофига пришлось бы фармить для трофея, так что удачно совместил неприятное с бесполезным, а "книжки" удалось достаточно гармонично вписать в обычный игровой процесс, выполняя задания по ходу дела (напрягали только редкие FATE'ы, появления которых иногда приходилось ждать до 2,5 часов, но я обычно включал какую-нибудь Freedom Wars на Вите и время пролетало незаметно). В конечном итоге, собрал Zeta-лук 135-го левела для барда + между делом сообразил ещё Novus для паладина, на чём и успокоился.
Сравнительно недавно, в игре появилась отдельная развлекательная локация под мини-игры ("Золотое блюдце"). Признаться, мини-игры меня никогда по-настоящему не увлекали, и я не до конца понимаю феномен их популярности среди фанатов серии, но любителей этого дела, мне кажется, местные развлечения должны порадовать, благо сделано всё достаточно качественно и с уважением к классике (контента правда пока ещё маловато, но он наверняка будет пополняться с патчами вплоть до бесконечности). Ну а так, попробовал все аттракционы, провёл пару часов на забегах чокобо, да обыграл кучку NPC в "Triple Triad" (по-моему, ограничение на время хода убивает всю логику игры, да и с балансом/AI наблюдаются серьёзные проблемы). В меру забавно, конечно, но я бы не стал проводить за подобным баловством слишком уж много времени (тем более, в игре с абонентской платой). Некоторые страдают ещё коллекционированием всяких там маунтов, миньонов и специфичных сетов одежды, но лично меня совсем уж бесполезное украшательство не заводит, так что я не тратил на это своё время.
Презентация у игры замечательная. Графика, арт-дизайн, анимация и детализация реализованы на очень приличном уровне - самый минимум компромиссов и скидок на "ММО-шность". Само собой, время никого не щадит и скорое устаревание игры неизбежно, но на момент релиза, по крайней мере, она выглядела так, как не стыдно было бы выглядеть и обычной оффлайновой "Финалке" (а уж чисто в визуальном отношении, на мой личный вкус, игра выглядит намного привлекательнее той же Final Fantasy XV, с её унылым псевдо-реализмом и серо-бурым опенворлдом). Технический уровень полностью соответствует - игра отменно оптимизирована (как минимум на PC и PS4) и старательно вычищена от багов, что хоть и обычное дело для номерных FF, но в срезе кросс-платформенности и по-определению более замороченной MMO-структуры, явно требовало от разработчиков и тестеров повышенных усилий. Здорово раздражали, правда, регулярные (и зачастую продолжительные) "мейнтененсы" по поводу и без, но видимо это неизбежная плата за обслуживание настолько масштабного проекта, постоянно обрастающего новым контентом, который приходится латать буквально на ходу. Управление, интерфейс, инвентарь, карта, маунты, телепорты - всё продумано и отточено до мелочей, обеспечивая максимально комфортное и беспроблемное погружение в игру, что, конечно, жизненно важно для забавы, рассчитанной на сотни, если не тысячи часов геймплея на протяжении многих месяцев.
Саундтрек Final Fantasy XIV тоже в очень даже большом порядке, радуя широким выбором композиций на любой вкус. Я без понятия, откуда вообще нарисовался этот самый Масаёси Сокен, но музыку товарищ сочиняет будь здоров, выдавая впечатляющий объём и заигрывая с разнополярными жанрами не хуже старичка Уемацу (музыки от самого маэстро, кстати, тоже хватает, но в этой игре заслуженному пенсионеру приходится довольствоваться ролью явно второго плана). Мои самые любимые темы, пожалуй, Penitus (плавно переходящая в Ultima) и Fallen Angel - реально по нескольку раз подряд ходил в соответствующие данжи, только чтобы послушать музыку (всё-таки, в игровой обстановке темы звучат гораздо эпичнее, чем в обычном плеере).
Видимо, напоследок надо бы затронуть социальный элемент, благо для многих это самый главный признак жанра MMORPG и чуть ли не смысл существования в игре в принципе. Честно скажу - в этом вопросе я как был, так и остался полным профаном. Знаю, что многих очень прёт разного рода социализация, но я и по жизни товарищ не особо общительный, и уж тем более в играх, мне кажется, было бы странно искать себе новые долгосрочные знакомства. Final Fantasy XIV я изначально воспринимал как обычную сингл-плеерную RPG с элементами кооперативной игры, принципиально осваивая её в гордом одиночестве, методом проб и ошибок, научного тыка и такого-то гугла. Начитавшись разных кулстори о малопонятных мне срачах и конфликтах (в русскоязычном сообществе, в частности), изначально не собирался никуда вступать и вообще надеялся держаться подальше от какой-либо общественной активности. Но, поскольку бесконечное домогательство с инвайтами меня быстро достало, решил всё-таки вступить в какую-нибудь ФК, чтобы меня наконец оставили в покое (плюс, конечно, просто хотелось посмотреть, как это в принципе устроено в игре). Выбрал в итоге "Ar Ciel", в составе которой было хотя бы несколько знакомых ников, но в общем пребывал там инкогнито, на правах нонеймового +1, и лишний раз старался не отсвечивать, чтобы не смущать никого своим присутствием. Тем не менее, отдельное спасибо Гонзу за организацию похода в T5 (плюс разное по-мелочи), а также Aiss Dizi за приглашение на свадьбу (мне было приятно). Сама ФК, насколько я могу судить со стороны, вполне адекватна, сознательно избегает ненужных драм и не навязывает никому излишнюю активность (хотя знаю, что некоторым этого как раз не хватало). В общем, мои рекомендации.
Да, поскольку неоднократно поднимался вопрос о создании официальной "фореверской" ФК, подытожу, наверное, что лично я думаю по этому поводу. На мой взгляд, создание собственной ФК было бы хорошей идеей, которая при правильном подходе действительно могла бы принести проекту пользу, добавив активности. Проблема в том, что создавать её и заниматься рекрутингом нужно было сразу же после запуска A Realm Reborn, но энтузиастов из коммьюнити тогда не нашлось, а у меня ещё не было полного понимания, нужно ли это нам в принципе (да и что это вообще за игра такая, по сути). Таким образом, наиболее благоприятный момент для создания ФК был упущен, ибо к тому времени, когда это реально можно было бы провернуть, весь местный народ уже давно разбежался по другим ФК, и собрать адекватное количество игроков было бы проблематично (релевантных форуму, по крайней мере). В общем, никаких официальных (или даже одобренных мной) "фореверских" ФК никогда не существовало, не существует и вряд ли появится в будущем, так что не верьте в ложь Ондора смело игнорируйте любые призывы в фейковую "FFF ФК" (если известно кто всё ещё практикует это в игре).
Ну а так, с непривычки меня, конечно, порядочно напрягало большое количество посторонних игроков в моей уютненькой RPG, но со временем привык и вообще перестал обращать на них внимание. Встречались, само собой, и придурки с троллями всех мастей. Один кадр, например, реально домогался моего персонажа в... э-э... романтическом, так сказать, смысле (полностью проигнорировав моё предупреждение, что я вообще-то парень). Месяцами! Нет, я конечно понимаю, что во всей Эорзее не найти Микоты горячее, но ё-моё... надо как-то держать себя в руках, нет? Ну, хотя бы паре "подарков" нашлось применение. Ещё запомнился один явно обдолбавшийся в хлам белый маг, который сходу сообщил, что он мол уникальный в своём роде "танкохил", начав творить какой-то адов беспредел в данже (не без определённой доли таланта, должен признать) - чувака трижды кикали из партии и он трижды в неё возвращался как ни в чём не бывало, и только каким-то чудом нам всё-таки удалось пройти достаточно сложный данжен даже с таким вот сорванным напрочь баластом вместо хила. Хватает в общем чудиков всяких, не соскучишься.
Самый последний месяц я провёл в совершенно новой и непривычной для себя роли, помогая освоиться в игре одной хорошей знакомой. Показывал новичку, что где находится и как устроено, помогал с переводом, крафтил шмот, снабжал деньгами и водил в данжи, разъясняя тактики на боссов. Игровой опыт совсем иного рода, конечно - с позиции, так сказать, бывалого ветерана (что достаточно забавно, учитывая, что ещё несколько месяцев назад я не имел ни малейшего представления, что такое "инстанс", "пулл" или "ротация"). За неделю триала + месяц предоплаченной подписки успели вдвоём закрыть почти всю сюжетку вплоть до 3.0. Полноценной игрой это конечно назвать сложно (слишком уж "галопом по Европам"), но если стоит задача увидеть как можно больше контента в максимально сжатые сроки (и, соответственно, за минимальные денежные вложения) - вполне себе действенный вариант, проверено на личном опыте.
Вот таким получился мой первый опыт игры в MMORPG. В общем и целом, Final Fantasy XIV: A Realm Reborn - качественная, масштабная и продуманная до мелочей игра. Знакомство с ней во многом развеяло моё многолетнее... не то, чтобы предубеждение, но, скажем так, настороженно-скептическое отношение к жанру MMORPG как таковому. Хотя, вероятнее всего, для меня она останется первым и последним опытом в своём роде. Всё-таки, считаю, ни одна игра, какой бы увлекательной и самодостаточной она ни была, не стоит того, чтобы приносить ей в жертву всё многообразие других игр, жанров и игровых впечатлений (а это, к сожалению, происходит со многими, попавшими (в разных смыслах слова) в эту игру, что я наблюдал своими глазами).
Существует ещё широко распространённое в FF-сообществе сомнение: а можно ли в принципе считать онлайновую игру "полноценной Финалкой"? Не готов прямо здесь и сейчас что-то категорично утверждать, но лично у меня никогда не возникало диссонанса с тем фактом, что игры серии (в том числе и номерные) могут быть сильно разными, а зачастую так и вообще друг на друга непохожими, пока они сохраняют свою принадлежность к жанру ролевых игр. Классических признаков сериала в Final Fantasy XIV не меньше, чем, скажем, в X или XII, и уж она точно не менее RPG, чем XIII и (предположительно) XV, так что не вижу никаких разумных оснований считать именно её какой-то "белой вороной". В наличии, в конце-концов, всё те же пресловутые чокобо, муглы, Сид, саммоны, мини-игры и кучка классических персонажей на камео (Гилгамеш, Ультрос и т.д.). Имеется сюжет (пусть и посредственный) - с кристаллами, злыми имперцами и волевой победой добра над злом, всё как завещал дедушка Сакагути. В общем, как по мне, Final Fantasy XIV - самая что ни на есть полноценная номерная "Финалка". Далеко не лучший, но и не худший представитель своей серии.
Промежуточная оценка - 8,5/10.
P.S. Напоследок о статистике. К моменту ухода из игры (в апреле), я освоил/заценил практически весь доступный контент, начиная PVP и заканчивая покраской чокобо. Закрыл все доступные квесты (минус постгеймовый квест рыбака, ибо это уже через край), прокачал все возможные классы, как боевые, так и мирные (минус воин и белый маг, малость не хватило времени их добить), вкачал до максимума репутацию всех племён зверолюдей, запилил топовый релик, одел барда в BiS-шмот. То есть, играл с полной выкладкой, не жалея времени и сил. В общей сложности, провёл в игре восемь месяцев (2 на ПК + 6 на PS4), как минимум пять из которых играл максимально плотно, практически не отвлекаясь на какие-либо другие игры (благо, ничего интересного за это время всё равно не выходило). Точное время определить проблематично, но не удивлюсь, если в конечном итоге набежало крепко за 1000 часов. Ушёл из игры без особых сожалений, когда в ней стало тупо нечем заняться (извращения не в счёт). Пока заняться было чем - держала достаточно крепко, конечно, но это в принципе справедливо для любой качественной RPG, разница только в масштабе. Думаю, не раз ещё загляну в игру по случаю релиза больших экспаншенов (жду вот, когда сделают хоть какую-нибудь скидочку на Heavensward в PSN, а то совсем уже оборзели с ценами), чтобы бегло заценить новый контент, но всерьёз играть больше не планирую.
Текущая статистика:
Lodestone
Ну и немножко камвхоринга на закуску:
Семьдесят пятая платина. Она же юбилейный, 4000-й, трофей (пруфгет). Сложность платины оценить достаточно проблематично. С одной стороны, ничего особенно челленджного в трофеях на сегодняшний день нет (после значительного нерфа T5, в первую очередь), но с другой, почти все они рассчитаны на полноценно-вовлечённую, разностороннюю игру (если, к примеру, кто-то ставит задачу выбить платину с минимальными усилиями, при том, что игра ему не особенно нравится, его ждёт очень серьёзный стресс на сотни часов). Если играть совсем по-минимуму, для платины требуется пройти основную сюжетку (параллельно прокачивая один класс до 50-го уровня), более-менее нестыдно одеться для похода в T5, затратить какое-то время на гринд FATE-ов и инстансов, а также до определённой степени освоить крафт/собирательство. Все крафтовые трофеи я получил в естественной прогрессии, пока качал соответствующие классы (за исключением плотника и алхимика, которых пришлось чуть-чуть бустануть), но при желании можно относительно быстро выбить трофеи, используя низкоуровневый автокрафт. Но главная причина, почему платина имеет ультра-редкий статус - трофей за выполнение 1000 leve-квестов. Сами по себе квесты очень простые, но выдают их ограниченными дозами - не более 12-ти штук в день. Соответственно, для того, чтобы выполнить 1000 таких квестов, придётся провести в игре как минимум 5,5 месяцев, на что пойдёт не каждый. |
|