|
| Final Fantasy XVI |
|
| |
Beyond: Two Souls (PS3) - 9/10
Heavy Rain, в своё время, произвёл на меня весьма сильное впечатление, так что новое творение Quantic Dream я естественным образом ждал и был готов покупать не глядя. По своему обыкновению, начал всячески фильтровать информацию об игре ещё задолго до того, как диск оказался в моих руках, но всё-таки не мог не заметить краем глаза подозрительно мощную волну критики в адрес проекта. Закравшиеся было опасения, впрочем, не подтвердились - игра мне понравилась. Само собой, ей не удалось произвести на меня такое же сильное впечатление, как когда-то Heavy Rain (по многим причинам), но и о каких-либо разочарованиях говорить совершенно не приходится. Суть основных претензий общественности мне в принципе понятна, но, как это нередко бывает, для меня все эти "недостатки" оказались недостаточно критичными (либо вовсе и не недостатками никакими), чтобы испортить удовольствие от собственно прохождения игры.
Сюжет мне понравился. Причём, заметно побольше Heavy Rain. Не столько, правда, в том, что касается его стержневой идеи (все попытки заигрывать с серьёзным НФ-лицом на тему душ и загробных миров представляются мне занятием малоперспективным), сколько просто отдельными историями и персонажами. Особенно сильно меня зацепил эпизод в поселении Навахо - очень уж доставляет мне весь этот колоритнейший индейско-шаманский антураж (в играх, кстати, практически не освещаемый). Даже в отрыве от всей остальной игры, эпизод сам по себе уже тянет на полноценную законченную историю, благо срежиссирован по всем киношным канонам, начиная мистической завязкой и заканчивая сентиментальным эпилогом. Другие эпизоды тоже понравились - какие-то больше, какие-то меньше, само собой, но, главное, все они на своих местах, из общего повествования не выпадают и перетягивать на себя одеяло не пытаются. Ещё очень порадовало, что все эпизоды действительно разные - у каждого какое-то своё собственное уникальное настроение, своя атмосфера, эмоциональный фон и даже цветовая палитра. Особенно это заметно при сравнении с тем же Heavy Rain, который практически от начала и до конца был исполнен в одной и той же депрессивной тональности, с кучей однообразно пасмурных, страдающих людей (так было нужно, конечно, но тем не менее).
Слышал, что многие предъявляли претензии к своеобразной "рваной" манере повествования игры, действие в которой произвольно скачет по таймлайну то вперёд, то назад. Но, как по мне, это скорее достоинство игры, а не её недостаток. История была вполне ясна и без логически-последовательного нарратива, а частая смена декораций только усиливала элемент разнообразия. С другой стороны, чисто опционально, могли бы дать возможность пройти эпизоды и в хронологическом порядке - лично мне это ни к чему, но может хейтеры хотя бы чуть поменьше воняли (хотя, кого я обманываю).
Актёрская игра выше всяких похвал. По правде говоря, к самому факту приглашения в игру голливудских звёзд я отнёсся весьма скептически - просто не очень-то верил, что это сделает какую-то погоду, посчитав бессмысленным растранжириванием бюджета ради примитивного пиара. Однако, результат меня по-настоящему впечатлил. Пейдж с Дефо (большим поклонником которых я, на самом деле, назвать себя никак не могу) исключительно убедительны в своих ролях, и действительно выводят игровых персонажей на какой-то совершенно новый качественный уровень правдоподобности (не без помощи грамотной режиссуры и продвинутых технологий, конечно же). Особенно удались Кейджу, на мой взгляд, взаимоотношения Джоди с Айденом - все вот эти мелочи, дающие неявное представление о характере призрака (как он её защищает, не даёт покончить жизнь самоубийством, ревнует во время свидания и т.д.).
В визуальном отношении, весь Beyond - это просто какой-то бесконечный праздник для глаз. Я конечно не сомневался, что всё будет очень круто, но честно говоря даже был слегка шокирован реальным технологическим качеством игры (я отсиживался в информационном бункере, напоминаю, и сознательно проскипал всё, что показывали после невзрачного дебютного трейлера на E3). Beyond, скажем, впечатлил меня заметно больше, чем "тру-некстгеновый" Second Son, что кое о чём говорит. Вынужден признать, что пальму первенства за самую круто выглядящую игру прошлого поколения забирают себе всё-таки не Naughty Dog, а парни из Quantic Dream. Знаю, что нахваливать графон вроде как считается моветоном, но я полагаю совершенно нормальным хвалить технологический уровень игры, если для этого есть основания. Крутая графика, подкреплённая качественным арт-дизайном - это очень важно и заслуживает всяческого поощрения, что бы там ни орало стадо эстетствующих предпочитателей собственного пола, потрясая своими 3DS (ну или какое там ещё отсталое говно сейчас у нас главный рассадник "атмосферы и души"(с)). Очень приятно удивил также тот момент, что игра просто невероятно вылизана - ни малейшего бага или там просадки fps за все мои 4 прохождения замечено не было. Вспоминая страшно забагованный непропатченный Heavy Rain, в котором мало какая сцена обходилась без адских глюков, это конечно очень похвальный прогресс для Quantic Dream (впечатляющий вдвойне, учитывая мощный технологичный скачок).
Арт-дизайн тоже очень крутой. По сути, большую часть времени на экране отображаются самые обычные декорации из нашего с вами мира, но при этом практически в каждой мелкой детали чувствуется дизайнерский подход - не просто тупо копия реального стола или там тумбочки один в один, а именно штучная, стилизованная работа. Всё это на самом деле очень важно, на мой взгляд, потому как позволяет сохранить этакую видеоигровую самоидентификацию и принадлежность даже в условиях постоянно возрастающей экранной правдоподобности. В отличие, например, от того же The Last of Us, где гонка за фотореалистичностью зашла уже так далеко, что видеоигра в определённый момент перестаёт восприниматься собственно игрой. Beyond, в этом смысле, гораздо ближе к Uncharted - в игре тоже много ярких красок и очень интенсивная арт-стилизация. А все персонажи как бы слегка не от мира сего - слишком ухоженные, слишком симпатичные (даже если формально на экране опустившийся бомж), ну, как это часто бывает в высокобюджетном художественном кино. The Last of Us же, если продолжить аналогию - это скорее унылая документалка, снятая на дешёвую камеру, без декораций, без постпродакшена, с совершенно рандомными заурядными людьми, случайно попавшими в кадр. Конечно, я несколько утрирую и в конечном итоге всё это дело вкуса и предпочтений, но лично мне стилизованный подход к игровому арт-дизайну гораздо ближе, нежели банальное копирование реальных объектов с максимальной точностью (ну или там доскональное воссоздание текстуры обросшего, неделю немытого лица), ибо не усматриваю я в последнем ни артистизма никакого, ни изобретательности, а значит, считаю, и хвалить дизайнеров особенно не за что.
Геймплей, как я понимаю, вызвал у кейджехейтеров особое воодушевление и пищу для обширных желчевыделений. Но, опять же, я могу на это только пожать плечами - лично меня геймплей, скажем так, устроил. Понятно, что игра специфичная - во главе угла в ней сюжет и персонажи, тогда как всё остальное строго вторично и сделано только для того, чтобы сохранить хоть какую-то принадлежность к игровому миру (ну, кинцо, ага). В этом отношении, считаю, необходимый баланс более-менее выдерживается. Да, при желании, наверное, геймплей можно было сделать побогаче и поразнообразнее. Но, как по мне, уж лучше не выёживаться и реализовать простенькую механику со строго линейными диалогами, не отвлекающую от сюжета, чем пытаться не к месту городить геймплей там, где он нафиг не нужен, пуская пыль в глаза мнимыми "выборами" и прочим бессмысленным мусором, получая на выходе какое-нибудь едва играбельное уродство а-ля The Walking Dead. Управление, по сравнению с Heavy Rain, стало гораздо удобнее - наконец-то появилась нормальная ходьба, ненавистные QTE урезали (новая фишка с как бы предугадыванием направлений мне понравилась), переключение между режимами Эйдена и Джоди максимально комфортно и не напрягает. Не понравилось только, что непосредственно производимые игроком экшен-действия не оказывают практически вообще никакого влияния на развитие отдельных сцен или хотя бы хореографию драк - всё-таки, после Heavy Rain что-то такое должно было быть в игре просто по-умолчанию, я считаю, уже как этакий знак качества и принадлежности к брэнду, если угодно.
Музыка в принципе хорошая, но, за исключением пары бодрых экшеновых тем, как-то особенно не запоминается - слишком уж она какая-то по-киношному предсказуемая. Отдельно отмечу качество русской локализации. Ещё в отчёте о The Last of Us я говорил, что локализаторы Sony уверенно прогрессируют с каждым годом, так вот, именно в Beyond они вышли уже на такой уровень, когда игру действительно можно проходить на русском языке не испытывая ни малейшего дискомфорта по этому поводу. Молодцы.
Наверное, под конец нужно провести какое-то окончательное сравнение с Heavy Rain, но, по правде говоря, сделать это довольно сложно - игры реально разные и обе по-своему хороши. Heavy Rain был на сто процентов детективным триллером - всё в нём работало на накручивание гнетущей драматической атмосферы. Beyond, в свою очередь - это скорее такой лёгкий летний блокбастер, призванный в первую очередь увлечь и развлечь геймера/зрителя, а не заставлять его всерьёз переживать за персонажей, вживаться в роли и всё такое прочее. В этом смысле, игра куда больше напоминает Fahrenheit, который тоже был по большей части приключенческим экшеном с мистическими элементами. Чисто с эстетичской точки зрения, Beyond, конечно, гораздо более лёгкая для восприятия игра, нежели Heavy Rain. На самом деле, дожидаясь прибытия диска с Beyond, я планировал перепройти ещё раз Heavy Rain, но где-то на третьем часу просто бросил это занятие - при всей крутости игры, уж всё-таки слишком сильно она грузит своей депрессивной атмосферой, чтобы такой опыт хотелось переживать слишком часто. Это примерно как с кино - каких-нибудь ненапряжных "Пиратов карибского моря" я могу запросто пересматривать раз в год, а вот например "Список Шиндлера" требует определённой моральной подготовки и специфичного настроения (поиск которого может занять и 5 и 10 лет), ибо фильм хоть и бесконечно крутой, но для восприятия всё-таки тяжеловат. В общем, Beyond, не сомневаюсь, я перепройду с удовольствием ещё не один раз.
Пятьдесят девятая платина. В целом, платина такая же незамысловатая как и в Heavy Rain - для получения, достаточно пройти игру несколько раз, увидев все возможные сцены и концовки (плюс, появились ещё простенькие коллектиблы). Однако, условия получения отдельных трофеев настолько неочевидны и размыты, что пришлось немного понервничать и затратить на одно прохождение больше, чем я планировал. В общей сложности, пришлось пройти игру 4,5 раза, что конечно перебор. С другой стороны, с каждым новым прохождением удавалось обнаруживать какие-то новые сцены и диалоги, так что в целом я не в обиде (кстати, вот прямо сейчас внезапно осознал, что сцены, запечатлённой на скриншоте выше (с Джоди, собирающейся отстрелить себе мозги), я в игре ни разу не встречал, ну и да, гугл подтверждает, что была ещё одна сцена в Сомали, напрочь мной пропущенная - скрытого контента в игре конечно дофига и больше). |
|