МОБИЛЬНАЯ ВЕРСИЯ
Сайт :: Правила форума :: Вход :: Регистрация
Логин:   Пароль:     
 1ОСТАВИТЬ СООБЩЕНИЕ НОВАЯ ТЕМА НОВОЕ ГОЛОСОВАНИЕ
SHOEGAZEСообщений: 5  *  Дата создания: 01 октября 2020, 20:05  *  Автор: tride
tride
01 октября 2020, 20:27
Дерёвня
LV9
HP
MP
AP
Стаж: 7 лет
Постов: 2272
Властелин Колец

SHOEGAZE



Шугейз - одна из разновидностей альтернативного и инди рока, к которой очень подходит слово "мутно": жанру свойственно добиваться шумного, но при этом приятного звучания через разные фокусы с искажением звука, в первую очередь - благодаря экспериментам с электрогитарой, будь это техника игры или всяческая подключенная аппаратура. Мечтательный, спокойный вокал, зачастую утопленный в общий микс, также играет немалую роль. Музыка может звучать по-разному, то вызывая ассоциации с тяжёлыми наркотиками в стене психоделичного нойза, то с ностальгическим потоком приятных меланхоличных мелодий, а может подаваться доступно и понятно, - свобода для выражения не сковывается чем-то особо конкретным, что в итоге привело ко множеству разнообразно звучащим группам и в начале знакомства, бывает, сложно характеризовать, что это за фрукт. Но, например, плотность звука, ощущение эха и смазанности, мечтательный настрой да ощущение гармонии несмотря на шум - хорошие показатели. Наверное, важно отметить, что жанр вряд ли понравится тем, кто отдаёт предпочтение текстам с посылом или артистичности; как ни крути, шугейз это про музыку ради музыки. Некоторые пошли дальше: в своё время, политически-активная группа Manic Street Preachers заявила, что ненавидит Slowdive больше, чем Гитлера, не обделённые у нас известностью Пионерлагерь Пыльная Радуга выпустили общий дисс, а как движение периодически хоронила местная пресса - отдельный разговор. Я же нахожу опциональный минус в том, что клипы редко предлагают интересный видеоряд случайному очевидцу и как-то не отличаются изобретательностью, хоть и выглядят по-своему атмосферно и клонят в эстетику. Шу давно не андерграунд, крутые клипмейкеры пошли бы во благо.

У жанра есть возникший немногим ранее кровный брат - Дримпоп, который идёт в том же направлении, однако отличается более мягким, воздушным звучанием. Среди направлений, дримпоп, вместе с разными нойзовыми выпадами и копаниями в психоделии, сыграли наибольшую роль во всём этом деле.

Музыка неплохо подходит интровертам. Дело не только в песнях - шутка ли, львиная доля шугейзеров, написавших классические альбомы, сами выглядели и могли выступать подобающе. Не было и нет конкретного дресс-кода, но стиль одежды был близок к кэжуалу, и если описывать стереотипно, со временем за шугейзерами закрепилось сочетание полосатого верха + каре.

Старт дали Cocteau Twins, которые в начале восьмидесятых так или иначе начали создавать движ и одним махом породили дримпоп, задали первый ориентир для шугейза, и попутно сообразили имхонедооценённый ethereal wave. Впрочем, не всё так однозначно..


Истоки

Фил Спектор, музыкальный продюссер, пробовавший в иные подходы. В начале шестидесятых они привели его к образованию явления, названного Стеной Звука. За штукой, помимо прочего, кроется метод получения звучания, когда композиция ощущается плотно, целостно, без выпирающих вперёд элементов, включая вокал.



Сцены не было до восьмидесятых, однако первые предпосылки можно найти аж двумя десятками лет глубже, во времена психоделии и гаражных экспериментов. Стоит отдать должное слушателям, иногда они находят довольно годные вещи:

The Velvet Underground & Nico - Sunday Morning [1966]
Возможно первый дримпоп-хит. Крайне повлиявшая на музыкальный мир команда со своим видением, о которой Брайан Ино говорил примерно так: "Они продали не так много пластинок, но каждый, кто их купил, впоследствии создал свою группу". Многие топовые ребята, вроде My Bloody Valentine, JAMC и Slowdive, указывали вельветов среди источников вдохновения.

The Electric Prunes - Onie [1967]
Очень схожая, бесконечно невинная колыбельная. Есть шумный кавер от Wavves.

One of Hours - Psychedelic Illusions [1967]
Незамудрённый типа-shoegaze на минималках, с правильными мелодичностью и вокалом. Вновь похоже на дримопоп, однако гитара, отдающая грязноватым звуком, уже делает всё менее однозначным.

The Beatles - It's all too much [1969]
Что-то относительное. Рок-инициатива гитариста, который хотел описать опыт знакомства с кислотой. Харрисон на удивление неплохо сообразил вокал и сумасшедшую гитару (тут даже иногда мелькает что-то похожее на рычаг тремоло - важный элемент для трушной шуги), но всё зашакалено мастерингом, где голос на переднем плане, хлюпающий бит бьёт по перепонкам, гитара утоплена куда-то подальше(!), а дополнительные инструменты да хлопки создают ещё большую кашу. Сама по себе песня неплохая, но в тех же наушниках лучше не слушать.

Brian Eno - Here Comes the Warm Jets [1974]
Серьёзная заявка! Похожая на демо-зарисовку, но не имеющая ничего лишнего - тут всё как надо. Примечательно, что сам Брайан потом стал не только крёстным отцом эмбиента, но и имел непосредственное отношение к нашему сабжу, а один из альбомов My Bloody Valentine включил в число любимых эвер. Песня названа в честь гитарного звучания на ней.

David Bowie - Heroes [1977]
Коллаб Ино и Боуи, звучит так, как это звучит. Мировой хит. Когда на песню, в схожем вайбе, делают кавер "убийцы" шугейза Oasis - начинается сюрреализм.

MX-80 Sound - Obsessive Devotion [1981]
Трек-аномалия, который взрывает мозг, потому что это не прото-шугейз - это и есть шугейз, который звучит как будто был написан во времена моей молодости, а на деле - когда даже "близнецы" ещё не начали идти в эту сторону. Хренасе.

Главной страной для почвы была Великобритания, что не удивительно, ибо музыка там всегда являлась супер-продуктивной на жанры и популярность. Пост-панк с готикой становились всё более разнообразными и мелодичными, имена вроде The Cure и Chameleons этому способствовали. Тут я особо много не поведаю, но могу предложить чекнуть Story of Indie - серию документалок от BBC о том, как процветала там альтернативная сцена. Инглиш онли.
На фоне всего этого, в переходе между 70-80 годами, появились Cocteau Twins. В какой-то момент, ещё малоопытные шотландцы решили переехать в Великобританию, чтобы предложить лейблу 4AD своё демо. Директор их одобрил, было выпущено несколько работ в стиле готичного пост-панка. Группа выгодно выделялась благодаря тому, как творили Лиз и Робин - и голос и гитара едва были похожи на что-то другое, потенциал начал раскрываться от альбома к альбому подряд. Особенно переломным мне кажется второй Head over Heels [1983], который на тот момент было не так просто охарактеризовать - там ко всему начали образовываться этериал и шуга. Текста звучали так, будто были выдуманы на непонятном языке, что превращало голос в ещё один инструмент. Бодрый трек Sugar Hiccup мгновенно врезался в память, а закрывающий Musette and Drums наваливал достаточно шумно и смело, поэтому поздние разговоры о мягких близнецах, которые якобы немного не о том, можно спокойно опустить - тон был задан ещё до ревущих Jesus and Mary Chain и даже формирования дримпопа, который начал появляться на следующем альбоме Treasure, затмившем Head over Heels - самую тяжёлую работу в дискографии. Возможно, он остался в тени из-за корней, всё ещё имевших вес и удерживающих лонгплей на пограничье, но его - только тсс - можно считать одним из наиболее важных для жанра моментов. На Treasure звук стал мягче и приятнее, началось развитие дримпопа, что в итоге стало их визитной карточкой на фоне огромной популярности в стране.
Параллельно к этому времени, ещё одни выходцы из Шотландии, упомянутые выше The Jesus and Mary Chain, придумали стиль - noise pop. Идея была такая: делать попсовые по структуре песни, но в абсурдно-шумной нойзовой форме рока, своеобразная смесь вокальной романтики и звукового бунтарства. И это тоже выстрелило! Дикая популярность и ещё более трушное для будущего жанра звучание, - люди говорили, что у нового поколения появились свои Sex Pistols. Ирл же JAMC не были панками - за выходками стояли изолированные интроверты (Джим Рид, например, из-за боязни сцены напивался перед выступлениями), которые хотели писать годные вещи, и уже после первого альбома ушли в более доступное инди, постепенно и частично наращивая то, с чего начинали. Но народ запомнил.
Ещё стоит упомянуть менее известных, но не менее значимых Spacemen 3, тоже пришедшихся ко времени: заядлые хроники экспериментировали с психоделией и гипнотическим шумом, что также в будущем оставило отпечаток. Вообще, восьмидесятые это та ещё кладезь андерграудных пионеров: Meat Whiplash, A Primary Industry, новозеландские Bailter Space, etc...

Дополнительное влияние и пища для ума оказывались извне, благодаря некоторым лихачам американской нойз-рок сцены, особенно Sonic Youth, Dinosaur Jr и Hüsker Dü.

"Bowed guitar" - старая техника игры на гитаре при помощи смычка. Тут используется редко, хоть и метко. Куда чаще в ход идёт несмычковый приём "Gliding guitar", который ввёл Кевин Шилдс из mbv: в процессе, рычаг тремоло используется на постоянной основе и как бы дополняет стандартный бой по струнам. Звучит пьяно и необычно.



My Bloody Valentine и все-все-все

Совокупность всех этих актов давала плоды для основания ниши. Последователи появлялись, альбомы писались, концерты давались, пресса так или иначе не оставалась в сторонке, а культовый Джон Пил (ведущий и диджей радиостанций, также приглашал музыкантов к себе для живой игры) и небезызвестный Саймон Рейнольдс (журналист, автор термина "пост-рок"), доносившие информацию до потенциальных слушателей, держали в курсе. В основном, в качестве лейблов выступали относительно тематические Creation и 4AD, а также Sarah и менее известные. На первый и попал проект, который в итоге стал главной группой жанра. My Bloody Valentine тоже были мигрировашими, на этот раз из Ирландии. Появившиеся где-то между cocteau и jamc, они начали постепенно искать свой стиль и пришли к тому самому, но со своим видением. Настолько своим, что это начало вызывать серьёзный отклик - люди, приходившие на их шизые концерты, просекли фишку да образовали локальную тусовку под их влиянием, среди них были имена, которые вскоре сделали лицо шугейзу, развили фундамент и вот это всё. Акт был довольно дружественным: участники звали друг друга на совместные концерты, часто гуляли и пили пиво в свободное время, девушки не оставались в стороне да частенько числились в составах групп. Пресса, вообще, в те доинтернетные времена имела довольно весомое влияние и её мнение могло как поднять артиста, так и втоптать. Британские издания относилось к этому началу неоднозначно, то выделяя места для колонок с одобрительными текстами, то с уклоном в высмеивание, рождая крылатые выражения, вроде "Сцены, которая празднует саму себя" и появления самого термина Shoegaze (gazing at shoes), что отдельная история: на одном из концертов журналист заметил, что выступавшие Moose вели себя как-то отстранённо, часто смотря вниз, будто на свои ботинки (по правде - на гитару и кучу подсоединённой электроники на полу, без которой не добиться характерного звучания); позже, в кафе, он собрал коллег из других печатных, делился опытом и в шутку поднял вопрос: "А как назвать вот этих всех чуваков, вроде Slowdive?". Названное слово подхватили и стали использовать на страницах. Сейчас сам термин приобрёл одобрительный окрас, но в те годы воспринимался как уничижительный, что подчёркивало сдержанное отношение медиа, которые вместе с уходящей аудиторией и поспособствовали в похоронном процессе всей этой музыки, отдав предпочтение стрельнувшим брит-попу + американскому гранжу. Да, шугаз, несмотря на всё, имел долю популярности в первой половине девяностых, и более - распространялся на другие страны, даже у нас (оффтопом: в СССР вовсе умудрились приехать JAMC и поделить сцену с Гражданской Обороной на фестивале), но во второй уже не потянул, что подтверждал мертвый статус 99% значимых команд, не доживших до XXI века. Приятная, но кратковременная вспышка.

Коты - локальный мем. Скорее всего, это пошло с некоторых классических обложек, на которых они были изображены.


Однако в этой волне был один момент, которого никто не ожидал и спустя время стал её магнум опусом, напоил всех африканских детей, отменил крепостное право и на фоне перерождения жанра с новыми музыкантами и благодаря развитию интернета таки вписал MBV в историю бумерам и зумерам.


My Bloody Valentine - Loveless [1991]


Do you think i'm joking

С приходом на лейбл Creation Records в конце 80-х, mbv начало нести в какое-то странное лихолесье: песни на концертах зазвучали свежо, одна из них долбила по перепонкам 20 минут к ряду, держась на одном ладу, - группа испытывала аудиторию на нервы, чтобы те прошли через стадии принятия и получили новый кайф (правда, не уверен, играли ли они её так в те годы или это было позже; похожее ещё юзали Spacemen 3). Принято считать, что пара релизов, вышедших в тот период, дали старт шугейзу как полноценному, сформировавшемуся явлению. Их восприняли с энтузиазмом и началась работа над следующей пластинкой. Обо этом всём подробно расписано в википедии, особенно англоязычной, но если коротко - получился one-of-a-kind альбом, которому было пофиг на всех: на работодателей (создание затянулось на три с гаком года, что повлекло колоссальные убытки, довело зама главы компании до нервного срыва и чуть её не обанкротило, - слоудайв сочинили у них свой дебютник за пару месяцев), на слушателя (по моему первому опыту знакомства, звучало как тяжёлые наркотики, с монотонностью, непонятно, часто зацикленно, а на последующих после релиза концертах в поддержку альбома пришедшие фигели с громкости, что подтверждается словами очевидцев и фотографиями, где уши закрывались руками), на группу (они то бездействовали, то пыхтели до утра, барабанщик бомжевал и физически не мог сыграть полные песни, другую вырубало во время позднего пения, фронтмен развивал тиннитус, ныне хронический), на рецензентов (инициатор работы ожидал кислый фидбэк), но не на качество записи. Шилдс содомировал над звуком, экспериментировал с сэмплами, накладывал вокальные партии друг на друга так, чтобы голос становился андрогинным, создавал из одной гитары ощущение нескольких, размазывал инструменты в эффектах до непонятности того, как всё на самом деле играет, тексты писались прям на месте и иногда неординарными способами, технические вещи, которые можно было нашаманить за короткий период, растягивались в разы, и т.д.

Итог: ок продажи (релизу, но вряд ли для лейбла - его вытягивали Oasis), признание от критиков и некоторых мировых музыкантов, монолитный статус лучшего в своей стезе даже спустя 30 лет, несколько трибьютов, линейка от Supreme (sic) и мемы про пылесосы. Я попробовал чекнуть компетентные топы в категории лучших альбомов эвер, на данный момент места Loveless выглядят так:

Пользователи:
Rateyourmusic: 7 (5000)
Pitchfork: 100 (17452)
Metacritic: 36 (1184)
Allmusic: 79 (400)
Sputnikmusic: 62 (200)
Discogs (место по коллекционированию): 2532 (13 068 174)

Пресса:
Rolling Stone: 73 (500)
NME: 18 (500)
Melody Maker: 63 (100)
Guardian: - (100)
Mojo: - (100)
Sound: - (100)

И он правда ничего так. Из-за буквального подхода к психоделичному, это, наверное, не лучшее по доступности решение для знакомства с шугейзовой музыкой в начале, но определённо лучшая демонстрация её сути, которую уже сама обложка отражает. При этом, в нём есть как цепляющие бэнгеры, так и, например, баллада. Чувствуется, что риск оправдался появлением штуки, которая имела звучание, в принципе, отличное от всего. Он продуман. Каким-то образом это работает. Я проникся.


Перерождение

Время менялось, и даже в статусе спада там и сям росли новые вещи от других коллективов в теме. Экспериментальная сама по себе штука всегда была полигоном для взаимодействия с другими музыкальными наработками, от родственных до каких-нибудь танцевальных, а в этом, развивающемся веке оказалась не только не забыта, но вовсе побежала куда глаза глядят: кроме "логичных мотиваторов" были те, кто скрещивал шугейз с восьмибитками или электроникой, пост-роком, Хацуне Мику и айдолами, или вообще в удачное создание отдельного поджанра с сильно противоположным источником - блэк-металом.

В России наблюдается определённое комьюнити. В Америке и Японии - совсем. Другие страны тоже в курсе.


Практически все ключевые имена из девяностых попробовали в ревайвл с разной степенью успешности, от фейловых переговоров до возобновления деятельности, у Slowdive это вышло забавно: новый материал был замечен на 1-м месте в Apple Music, Кодзима делал твиты и щеголял в футболке во время разработки Death Stranding, одна из песен появилась в фифе. Логично, что растущий интернет сыграл явное значение в том, чтобы вызвать интерес у нового поколения, что повлекло к появлению тематических ресурсов и всего такого. Всё это наводит на то, что для абстрактной на первый взгляд субстанции, иметь своё лицо, являясь каплей в море перенасыщенного рынка звуков, - уже неплохое достижение. Что ещё лучше - когда это помогает другим жанрам (неопсиходелия, спейс-рок, блэк metal ist krieg, продолжить).
Подводя итог. Вряд ли когда-нибудь это станет топовым направлением, но один пункт по внесению разнообразия в музыкальный мир добавлен.



Бонусом

Игры:
Life is Strange:  Sparklehorse - Piano Fire
Road Rash / Burnout Paradise:  Swervedriver - Duel
Fifa 18:  Slowdive - Star Roving
GTA V:  Wavves - Nine is God
Rocksmith: The Horrors - Can You Remember
Rock Band Unplugged:  Lush - De-Luxe
Rock Band 2: Lush - Sweetness and Light
Rock Band 2:  Sonic Youth - Teen Age Riot
Rock Band 3:  Radiohead - Creep (grungegaze?)
Saints Row 2: Deerhunter - Hazel St
Silent Hill 3:  Akira Yamaoka - End of Small Sanctuary (пост-рок + дримпоп)
Gran Turismo 4: Daishi Kato - It's All About You
Test Drive Unlimited 2: Soundpool - Shelter

Аниме:
FLCL: The Pillows - Last Dinosaur ; One Life ; Hybrid Rainbow ; Instant Music ; Beautiful Morning With You
Paradise Kiss: Narasaki - Langsam Blut
Beck: Coaltar of the Deepers - H.S.K.S.
Mawaru Penguindrum: Coaltar of the Deepers - Dear Future
Ergo Proxy: Monoral - Kiri
Eureka Seven: Supercar - Storywriter

Кино и сериалы:
Много их на самом деле, проще вбивать название исполнителя в IMDB. Отдельно стоит упомянуть голливудскую картину Трудности Перевода, в которой было много шугейза, лидер mbv даж что-то записал спецом. Ещё - куча фильмов Грегга Араки (смотреть на свой страх и риск, много изврата), который заядлый поклонник этой музыки, что часто отражалось на саундтреках. Есть документалка о жанре Beautiful Noise / Красивый Шум, версию с фандабом можно найти в вк.

Добавлено (через 21 мин. и 50 сек.):

Kinoko Teikoku - ロンググッドバイ

The Depreciation Guild - In Her Gentle Jaws

Swervedriver - For a Day Like Tomorrow

Alison's Halo - Slowbleed

Burrrn - Fruits of Wisdom

A Sunny Day in Glasgow - Failure

Lantlôs - Cherry Quartz

Candy Claws - Transitional Girl (Clever Bird)

Secret Shine - Into the Ether

Lovesliescrushing - Mandragora Louvareen

Исправлено: tride, 27 ноября 2020, 20:32
AndreyAshurkin
02 октября 2020, 17:58
LV8
HP
MP
Стаж: 9 лет
Постов: 684
Так что получается в фф7 лавлесс это не пьесса, а реклама альбома?
Чет не понял этот момент к чему они вообще отсылку на эту группу сделали.
tride
02 октября 2020, 19:37
Дерёвня
LV9
HP
MP
AP
Стаж: 7 лет
Постов: 2272
Властелин Колец
AndreyAshurkin, в семёрке это была отсылка своеобразная. Говорят, во время разработки слушали. В Crisis Core, видимо, решили оставить в виде развития темы пьесы, опираясь на оригинальную.

Думаю, в скваре просто кто-то увлекается подобным. В Birth by Sleep был противник "Shoegazer", а в Crisis Core на постере лавлесс возможна отсылка к одной из фотографий Slowdive.

Исправлено: tride, 02 октября 2020, 20:15
tride
15 ноября 2020, 00:34
Дерёвня
LV9
HP
MP
AP
Стаж: 7 лет
Постов: 2272
Властелин Колец
Шум есть, а драки нет.

Lightfellow
17 ноября 2020, 15:03
Aimer
LVMASTER
HP
MP
AP
Стаж: 11 лет
Постов: 11816
Aimerfellow
GooFraN
Yakuza: Like a Dragon, Persona 5 Royal, Final Fantasy XIV
WePlay.tv
Я принес вам японского шугейзика.

Все мои статьи
FFF Форум » МУЗЫКА и ЛИТЕРАТУРА » Shoegaze (Красивый шум)Сообщений: 5  *  Дата создания: 01 октября 2020, 20:05  *  Автор: tride
1ОСТАВИТЬ СООБЩЕНИЕ НОВАЯ ТЕМА НОВОЕ ГОЛОСОВАНИЕ
     Яндекс.Метрика
(c) 2002-2019 Final Fantasy Forever
Powered by Ikonboard 3.1.2a © 2003 Ikonboard
Дизайн и модификации (c) 2019 EvilSpider