|
| |
Не могу пройти мимо этого вопроса. Однако чтобы на него ответить достаточно исчерпывающе, необходимо ввести специальную терминологию, процитировать, например, Юнга, который подробно рассматривает данный вопрос в книге "Отношения между Я и бессознательным" (изучением которой я и занимаюсь сейчас). Я столкнулся с рядом проблем при ее чтении и в конечном счете убедился в необычайной сложности предмета. Впрочем, воспринять эту книгу проще, чем первую прочитанную мною ("О психологии бессознательного"). Пожалуй, мне следует немного еще поразмыслить, хотя бы для того, чтобы состыковать свою терминологию с обозначениями, предложенными Александром. Постараюсь все же подобрать подходящие цитаты, ибо все равно лучше самого автора никто не скажет.
Так или иначе речь не идет о каком либо приоритете. Имеет место доминирование на том или ином уровне в конкретные моменты жизни. Сознательная мысль и бессознательные содержания очень тесно переплетены и в идеале, конечно, у каждого человека стоит цель расшифровать посредством мысли эти содержания, не подчинить, а осознать (в нужный момент) бессознательное, как бесценный клад важнейшей для человека информации.
Впрочем, для затравки могу дать некий в некотором роде произвольный отрывок:
"Крах сознательной установки — дело серьезное. Он всегда переживается как конец света, как если бы весь мир вернулся назад к первозданному хаосу. Человек чувствует себя покинутым, сбившимся с курса и потерявшим управление кораблем, отданным во власть стихий. Так, по крайней мере, ему кажется. В действительности же, он просто обратился в нужде к коллективному бессознательному, которое отныне берег руководство на себя. Можно было бы умножить количество примеров таких случаев, когда «спасительная» мысль, видение, «внутренний голос» с неотразимой силой убеждения появлялись в критический момент и давали жизни новое направление. Пожалуй, можно было бы привести не меньше примеров того, когда крушение надежд означало катастрофу, разрушавшую всю жизнь, ибо в такие моменты, кроме спасительных, могут приходить и застревать болезненные идеи, а также могут блекнуть идеалы, что не менее гибельно. В первом случае развивается какая-то психическая странность или психоз, а в последнем — состояния дезориентации и деморализации. Однако, в том случае, когда содержания бессознательного прорываются в сознание, замещая его функции своей жуткой властью приговора, встает вопрос о том, как среагирует на это индивидуум. Одолеют ли его в конце концов эти содержания? Или он сразу примет их доверчиво? Или, может быть, отвергнет? (В данный момент я не рассматриваю идеальную реакцию, а именно, критическое понимание.) Первый случай означает паранойю или шизофрению; во втором случае индивидуум может либо превратиться в пророчествующего чудака либо возвратиться к инфантильной установке и оказаться отрезанным от соответствующего ею возрасту и положению общества; третий случай подразумевает регрессивное восстановление персоны. Эта формулировка настолько отдает специальной терминологией, что читатель вполне может предположить, будто она имеет отношение к той сложной психической реакции, какую модно наблюдать в ходе аналитического лечения. Было бы, однако, ошибкой думать, что такого рода случаи появляются только при аналитической терапии. Этот процесс с равным успехом (а часто и лучше) можно наблюдать в других жизненных ситуациях, а именно — во всех тех случаях карьеры, где имело место жестокое разрушительное вмешательство судьбы. По всей вероятности, каждому довелось в той или иной мере испытать на себе превратности судьбы, но обыкновенно они наносят раны, которые заживают и не оставляют после себя уродующих и лишающих трудоспособности отметин. Однако, здесь мы имеем дело с пагубным опытом (experiences), который может полностью сломить человека или, по крайней мере, покалечить его навсегда. Возьмем для примера дельца, который пошел на чрезмерный риск и в результате оказался банкротом. Если он не позволит себе пасть духом из-за случившейся с ним неприятности и, поборов страх и уныние, сохранит прежнюю смелость в делах, возможно добавив к ней немного полезной осторожности, то его «рана» заживет без каких-либо остаточных явлений. Но если он все же не выдерживает удара, отказывается от всякого дальнейшею риска и мучительно пытается поправить свою общественную репутацию в рамках гораздо более ограниченной личности, с умонастроением напуганного ребенка выполняя неквалифицированную работу на должности, которая значительно ниже его возможностей, то, говоря на профессиональном языке, он, вероятно, восстановил свою персону регрессивным путем. Видимо, в результате испуга он ускользнул в более раннюю фазу своей личности. Очевидно, он поступил низко, притворяясь, будто остается тем же, кем был до этого решающего события (experience), хотя на самом деле не мог даже помыслить о повторении такого риска. Возможно, прежде он хотел большего, чем мог совершить; теперь же он не отваживается даже на то, что ему вполне по силам."
P.S. Плохой перевод, однако. Куча опечаток и не так красиво, как у меня в печатной книге. Но из нее лень переписывать. Легче в нете найти.
Исправлено: FFamator, 18 мая 2006, 00:54Говорят, ни одно дерево не сможет дорасти до рая, если его корни не достигнут ада |
|