|
| jump'n'bump |
| Генрик Сенкевич. Крестоносцы. |
|
| |
Прочитал половину диалогов Платона, и нигде не видел фразы "Я говорю только метафорами, я типа поэт и мои объяснения это всего лишь образ, а не буквальное отражение мира". Реальное существование идей - это основа его учения. |
Конечно, нигде он не сказал подобного. Вы встречали хоть раз такую фразу у поэта? Вы не совсем меня поняли. Идеи - существуют, конечно. Но не буквально, как какой-то объект, живущий в отдельном мире (как чаще всего это объясняют, не вдаваясь в подробности). Идеи - это способ объяснить сущность, такой же как и душа. Это образ, это, можно сказать, идея самой идеи.
Более того, его знаменитая метафора про человека сидящего в пещере как раз о том, что идеи по его представлению более реальны чем сами вещи. |
Вот, это показатель образности его объяснений. Мы - люди, которые не могут обернуться и увидеть настоящий предмет, его суть, его идею, и только видим кривые тени на стенах. Конечно, это и обыграно как притча. Но она не более реальна, чем остальные его объяснения. Я потому и вспомнил учение о душе - самый яркий показатель образа. Не думаете же вы, что он действительно предполагал душу - колесницей, возница который заглядывает в мир богов, когда совершает круг от смерти к перерождению. Это всего лишь способ объяснить что есть душа, через понятные образы.
Платон любит уподобление, миф (в большей степени это, конечно, относиться к более ранним работам). Да и в меньшей степени это относится к идеям, т.к. трудно придумать другое объяснение этой части его учения. Но тем не менее, хотя, видимо, и предполагалось, что это самое "уподобление" поможет понять его мысль, оно зачастую мешает. Начинается толкование "картинки", образа, а не того, что за ним стоит. но опять же, это не значит, что идей нет. Я говорю именно о том образе "мира идей", которы часто воспринимают буквально.
Исправлено: late_to_negate, 26 мая 2010, 11:43Почтальону мало иметь ноги. Есть ещё голова, выражение лица которой имеет большое значение. |
|