|
| Final Fantasy XVI |
|
| |
Так и быть, разберу подробно своё определение "Умение иногда пойти на творческий риск ради чистого искусства и высшей цели, отвлекаясь от набивания корпоративных сейфов золотыми слитками". Надеялся, что общая суть будет понятна и без разжёвывания, но возможно я и в самом деле несколько переоценил гибкость мышления местной аудитории.
Так вот. Естественно, во главе угла любой по-настоящему большой компании так или иначе стоит выгода, но речь вообще не об этом. Речь о том, как именно конкретная компания поступает, когда у неё уже имеется комфортный запас средств и уверенность в завтрашнем дне (а то и на несколько поколений вперёд, как у некоторых).
Не все игры, очевидно, в принципе имеют коммерческий потенциал. Для того, чтобы определённые игры появились на свет, требуется именно вот это вот - "умение иногда пойти на творческий риск ради чистого искусства". Пример, который надеюсь понятен большинству - игры Ico/SotC, которые, если кто-то не в курсе, с коммерческой точки зрения считаются как раз скорее провалами. Что, однако, почему-то не помешало некоторой неназванной компании (имя которой я так и быть не буду называть, чтобы не травмировать лишний раз неокрепшую психику отдельных форумных персонажей) отсыпать команде разработчиков ещё больше бабла на их новый амбициознейший проект, вместо того, чтобы разогнать поганой метлой (проект, который, независимо даже от того, выйдет он в итоге или нет, уже по-определению скорее всего убыточен, учитывая весь затянувшийся производственный ад, помноженный на изначально слабый коммерческий потенциал).
Парадокс? Отнюдь. Просто умная компания понимает, что помимо финансового благополучия существует ещё и понятие имиджа, и именно ради него готова вкладываться в рискованные, необычные проекты, о которых, при определённом везении, будут потом говорить годами. Новые ip, студии, технологии, экспериментальные жанры. Не каждый из которых взлетит и принесёт деньги, но все они так или иначе сыграют на пользу имиджу компании, оздаравливая её репутацию и привлекая новых лояльных фанатов.
Примерно такой же подход используется в кинематографе, кстати. Закладывая бюджет на год вперёд, любая уважающая себя студия вкладывает деньги не только в летние блокбастеры и беспроигрышные сиквелы, гарантирующие доход и благополучие, но также в обязательном порядке даёт добро на пару-тройку рискованных с финансовой точки зрения картин, имеющих шанс внезапно сыграть чисто на имидж. Ведь, даже если фильм с треском провалится в прокате, но при этом соберёт охапку "Оскаров" и обеспечит восторженный фидбек со стороны высоколобых критиков - для киностудии это тоже победа. Чисто имиджевая победа, имеющая важное значение для своей внутренней кухни. За деньги такое вообще не покупается.
Но возвращаемся к игровой индустрии. Так вот, помимо чисто имиджевого интереса (это, в какой-то степени, тоже бизнес-модель, пусть и более эстетически-возвышенная), есть ещё понятие элементарной совести. Если король устанавливает большой налог, но обеспечивает защиту, справедливость и порядок в стране - простой люд поворчит, но стерпит. Если же король не только душит налогами, но ещё и не даёт вообще ничего взамен - вспыхивает революция. Я, как человек, искренне переживающий за эту индустрию, абсолютно убеждён, что каждый платформодержатель обязан нести перед ней определённую ответственность (та самая "высшая цель", упомянутая мной). Думать не только о личном благополучии ("золотые слитки в сейфах"), но и о том, что именно и в каких объёмах он отдаёт взамен.
Вот собственно мы и подошли к морали.
Факт №1: Компания, имя которой я оставляю за рамками повествования, подняла гору бабла по результатам тотального нагибания всего и вся в индустрии в течении двух поколений подряд. Где сейчас эти деньги? Они вращаются в индустрии. За прошедшие годы, начав с нуля, компания открыла множество собственных новых студий и дала зелёный свет куче новых ip, ориентированных на самый широкий спектр геймерских вкусов. Грубо говоря, создав успешный продукт и собрав с людей деньги, она не только рассовала их по карманам, но тут же пустила значительную часть в оборот, отблагодарив своих клиентов совершенно новыми крутыми играми, современным сервисом и продвинутым железом (отдавая его чуть ли не ниже себестоимости).
Факт №2: нинтенда подняла ещё большую гору бабла на ловком впаривании устаревшей технологии пенсионерам, продавая её втридорога. Где сейчас эти деньги? Что компания отдала индустрии взамен? Множество новых крутых ip? Новые талантливые студии по всему миру? Адекватное времени / собственной стоимости новое железо? Во избежание новых взрывов баттхёрта, все эти вопросы я оставляю открытыми.
Можно, конечно, сколько угодно делать вид, что всё и так замечательно, это просто бизнес и никто никому ничем не обязан, но если в игровом мире ещё осталась какая-то высшая справедливость, этот мыльный пузырь просто обязан лопнуть. К счастью, сегодняшние тенденции на консольном рынке как раз недвусмысленно намекают, что лёд наконец-то тронулся. Мне бы очень хотелось, чтобы по результатам некст-гена каждому воздалось по действительным, а не мнимым заслугам (как это во многом происходило в поколении текущем). Индустрия от этого только выиграет.
P.S. Речь только о рынке больших консолей. Портативки - тема отдельная (и лично мне, по правде говоря, не особенно интересная).
P.P.S. Майкрософт я не упоминаю по той причине, что какой-то серьёзный успех на консольном рынке им пока только снится в эротических снах, и их прижимистость хотя бы понятна.
P.P.P.S. И ещё раз очевидное пояснение для самых тупых. Всё вышенаписанное - моё личное мнение. Оно не претендует ни на какие вселенские истины и не запрещает вам иметь своё собственное мнение, принципиально отличное от моего (каким бы оно ни было, я его автоматически уважаю и оспаривать не собираюсь). Расшибать себе головы в попытках изменить моё собственное мнение (формировавшееся на протяжении двух десятков лет), также, право слово, не стоит - дело это безнадёжное. |
|