|
| |
Добрался до фф13. Добежал за недельку до Гран Пульса и уже сформировал впечатления (которые, впрочем, еще могут измениться после концовки).
Игра, очевидно, не станет моей любимой финалкой, но это не означает, что она плохая или провальная.
Про фф12 фанаты тоже кричали, что игра провальная (видимо, с выходом фф13 оказалось, что все может быть еще хуже )) ), мне же двенашка запомнилась несложной, но грамотно поданной историей и отсутствием приевшихся подростковых соплей, которые тоже хороши, но в свое время и в небольших количествах. К тому же, за фф12 отвечал автор очень даже недурных Тактикс и Vagrant Story, мне его стиль и настроения оказались близки и понятны. Плюс самая большая свобода в сериале (если так можно выразиться), плюс гениальные Балфир, Габран, неплохие Фран и Эш – это и без меня все знают. В общем, я остался не в обиде.
В свою очередь, FF13 оказалась в руках Мотому Ториямы – автора, не побоюсь этого слова, кошмарных Revenant Wings, Dissidia, режиссера FFX-2… Меня это насторожило еще до выхода игры, так что я был готов к пустым диалогам и неуместному пафосу, дальше оставалось лишь искать положительные стороны и надеяться, что больше одной номерной серии Торияме не дадут. Тем не менее, FF13 пока можно считать лучшей работой автора, здесь не все так ужасно, хотя тоже плохо.
Трудно сказать, в чем беда его историй. Может они многое теряют после перевода с японского или я такой тупой и бесчувственный, что не могу проникнуться тонкими переживаниями героев… Зато («ура») в сериал вернулись пламенные сопли. Теперь в каждой второй сцене нам их выдают целыми ведрами, если кто-то скучал по ним после фф12, возьмите на заметку… )
При этом в истории фф13 чувствуется нераскрытый потенциал. Очень разные по характеру герои, которых судьба свела вместе и «наградила» единой целью – настоящий источник «маленьких трагедий». Трагедии Хоупа, Сажа и Сноу (постараюсь не ударяться в спойлеры) – это правильно поставленные мини-истории в рамках сценария фф13, следить за ними действительно интересно, у них есть чем завлечь аудиторию и они способны вызвать эмоциональный отклик. Проблема в том, что эти удачные моменты свалены в кучу с откровенно слабыми и совершенно неуместными. Простой пример: идут два героя по коридору, и вдруг один решает излить душу да пожаловаться на судьбу. Что ж, допустим. Пустой коридор в перерыве между комнатами с монстрами, - самое время, чтобы признаться незнакомому человеку во всех смертных грехах и нагрузить его \ ее своими тараканами. (Справедливости ради отмечу, что этим грешат многие игры – надо же сценаристам куда-то пихать важные для понимания характеров сцены и далеко не все такие гении, как Кодзима. В конце концов, сценаристы и левелдизайнеры могут вообще работать в разных комнатах и никогда не видеть друг друга.) Но черт возьми, когда метров через пять герои останавливаются и начинают душеизлияние по новой – это уже не смешно. Словно левелдизайнер постучался к сценаристу утром и потребовал еще две заставки, а сценарист был с похмелья. Хоуп и Сноу, вы уже ныли в прошлом акте. Почему опять? Зачем это? Игрок уже подставлял вам свою жилетку, он знает ваши монологи, он ждет, что вам полегчает и вы займетесь чем-нибудь полезным. К чему эти громкие речи про «вот что есть наше товарищество»? Громкая речь произносится ровно один раз – перед смертью. После этого герой либо умер, либо всех победил. В фф13 не происходит ни то, ни другое. Все облегчились (как отлили) и пошли дальше.
И эта постоянная попытка «надавить на жалость» - истинная причина неудачности сценария, а вовсе не «слабая проработка характеров» или «заштампованные герои». С героями все в полном порядке. Проблема в том, как они себя ведут. А точнее - как их заставляет себя вести сценарий. Посмотрите на них (и пожалейте) – они же словно сами не хотят это играть ))
Но повторюсь, не все так ужасно. Первая половина истории интригует (если не обращать внимания на проступающие тут и там сопли), герои интересные, завязка правильная. Все фигуры расставлены по своим местам и начало действия захватывает. Увы, позже все затухает. Герои фф13 столько «испереживали», что дальше им сказать практически нечего. В итоге, когда партия оказывается в сборе, персонажи не способны выдать ничего нового и ударяются в пустую болтологию да в уже виденные нами эмоции. Поэтому им попросту не веришь. Но самое обидное, что то же слащаво-пафосное пустословие я только что видел в Диссидии, но у Диссидии не было интригующей завязки и правильно расставленных (для будущей трагедии) персонажей, поэтому там эти тексты смотрелись еще хуже.
Казалось бы, со второй половины эстафету должны подхватить злодеи. Ведь как всегда было – нас знакомят с героями, формируют партию, а дальше на сцене появляются представители зла (неоднозначные и потому заставляющие задуматься). Ага, как же. Где краткие, но яркие выступления Сида из фф12? Где хитрые манипуляции Вейна или Куджи? Где Симур, умудряющийся достать даже после смерти? Я уж молчу про Кефку, Сефирота и Габрана. Вы думаете, Сайфер – плохо прописанный злодей? Ха-ха. Сайфер – характер выписанный просто идеально. У злодеев фф13 есть внешность, мотивация (и на том спасибо) и… всё. Они страдают тем же пустословием, что и главные герои, только экранного времени им отведено меньше, из-за чего все появления плохишей запоминаются лишь ярким выходом на сцену и словами «Я - плохиш, мотивирован тем-то и тем-то». Как же так? Где трагедии характеров? Где порывы к борьбе? Злодей – это же борец, у него с героем много общего, просто ему не повезло, он выбрал другой путь, очутился по ту сторону баррикад. Мы же не в шутер играем, я хочу проследить его путь, а не увидеть итог, послушав, какой он плохой \ относительно плохой, а после сразу замочить.
Опять же повторюсь, это не ужасно (кое-кому из «злодеев» повезло чуть больше). Просто может не оправдать ожиданий (и, судя по всему, у многих ожидания действительно не оправдались). Сценарий не плох для экшена или фильма. Но RPG – не тот формат. Это формат романа, когда перед нами проносится чуть ли ни целая жизнь героев (или какой-то ее важный, солидный отрезок). За этот период герои проходят становление \ взросление, что-то открывают новое для себя. Отчасти это есть и в фф13, но то ли из-за скорости и прямолинейности геймплея, то ли из-за обилия пустословия и явно лишних, никак не подготовленных переживаний, эти выводы персонажей смотрятся искусственно, надуманно и не способствуют сопереживанию со стороны игрока.
Про экшен и фильмы я упомянул не просто так. Отчасти фф13 мне напомнила современный экшен-адвенчур. Серьезно. У нас есть история, не дурная, но не настолько масштабная, чтобы раскрыть в ней целый мир и целые жизни. Да, целый мир создан. Но он за окнами, а мы в поезде – мы успеем посмотреть только рельсы и станции. Это плохо? Вовсе нет. Но фанаты финалки не поймут. Зато это хорошо поймет современная аудитория игр, ожидающая «интерактивного кино». Эта аудитория делает продажи и окупает продукт, что печально.
И неизбежная ориентированность на современного игрока – зло почище всяких Фал’Си. Тупая прокачка, с нажатием одной-двух кнопок, – это не страшно, она была всегда, и в обожаемой всеми семерке, и в 8, в 10, во всех частях. Куда мы без тупой прокачки? Отсутствие мотивации – вот что плохо. Ведь JRPG славятся, в основном, таким суровым мотивированием игрока, что тот готов тупо жать на две кнопки часами, а потом еще часов 100 жать на те же кнопки под впечатлением (и ради победы над секретным боссом). Но приспустите накал страстей в сюжете, заберите города с NPC и свободу выбора в стиле «пойти дальше по сценарию сразу или сбегать кружок по прилегающим территориям», попадете мимо жанра.
Как бы то ни было, сие совсем «не та» финалка (и никакой Гран Пульс ее не спасает). Но рано или поздно, победное шествие (6, 7, 8, 9, 10, 12…) должно было закончиться.
Плоха ли игра? Вовсе нет. Красивая, не самая глупая, эффектная и весьма увлекательная (как минимум вся первая половина). В стиле «сезонный блокбастер», как и все нынешние игры. Фанатам финалки также стоит играть. Но «тот самый вкус» не ждите, тогда будет меньше разочарований и громких криков «Обманули!» ) Это был не Нескафе )
Я же после прохождения вернусь к фф12 – все же последняя, самая что ни на есть «финалковская» серия. |
|