|
| 08 июня 2021, 21:49 | |
|
LVMASTER |
Стаж: 17 лет |
Постов: 9309 |
|
AndreyAshurkin @ 08 июня 2021, 17:13 | Какие ему нужны были ответы и что он там искал - не понятно. |
Ну вот, скажем, что TD писал про Виви. (И Виви, по-видимому, и есть тот единственный "неплохой" персонаж игры.)
Виви мучается от экзистенциальных проблем, разрешаемых одной элементарной репликой - cogito ergo sum. Вся болтовня про боязнь смерти решаема не менее банальным ответом про необходимость оставить свой след в жизни, to make a difference. Вообще, все эти охания черных магов насчет смертности выглядят феерично. Окей, пусть они живут год-два, а люди - в сорок раз больше. Все равно ж умирают все, а ЧМ, в отличие от людей, не нуждаются в длительном росте и воспитании, они сразу всё умеют. Они уже готовы приступать к, ну, making a difference. |
Вообще, тема искусственной жизни, самосознания и своего места в мире вполне интересна, и на нее можно много рассуждать. Но Сакагучи рассуждать не умеет. |
Вопросы, которые TD изыскал применительно к Виви — это, по-видимому, вопрос смысла жизни, неуклюже сформулированный на заставке персонажа в игре как "Как доказать, что ты существуешь? Может быть, мы не существуем" (в японской версии там было нечто вроде "если ты не можешь доказать, что ты жив/существуешь, ты все равно что мертв"), и страх смерти. Ответы, которые TD ради понтов дает на латинском и английском языках — "я мыслю, следовательно, существую", и "надо оставить след в жизни".
С чего бы тут начать (так, меня понесло, это будет длинный текст).
Виви, когда он вводится в повествование — как первый игровой персонаж, к слову, первое альтер эго игрока! — выглядит и ведет себя как тихий и застенчивый ребенок, почти ничего не знающий об окружающем мире; он заикается, пугается в незнакомых ситуациях, но и проявляет любопытство. Он изначально вызывает симпатию и сопереживание со стороны игрока, который точно так же имеет дело с незнакомым и непонятным окружением и точно так же постепенно познает мир.
Виви, однако, не ребенок. Он машина-убийца, которой вроде как и не надо искать смысл жизни — у нее есть конкретное назначение, для которого она была спроектирована; этот навязанный "смысл жизни" для Виви неприемлем, а другого у него и нет. Ему нужно найти "настоящего" себя — то, что Сартр называл подлинным существованием, в противоположность навязываемому извне неподлинному.
Другая ключевая тема игры, особо важная для Виви — осознание смерти, конечности существования. У Виви в начале игры нет понятия смерти и собственной смертности, хотя первое столкновение со смертью уже было: буквально перед самым началом игры у него на глазах умер единственный близкий человек (ну, назовем его "человеком") — дедушка Куан, и Виви осмысляет произошедшее уже постфактум. Позже он раз за разом сталкивается со смертями — неразумных черных магов, бурмецианцев и клейранцев, разумных черных магов, осознает и принимает понятие смертности других и своей собственной. Виви узнает, что умрет очень и очень скоро — и это происходит: в концовке игры Виви уже, по-видимому, мертв, мы видим не его самого, но его двойников-"сыновей", и закадровый монолог, обращенный к Зидану — это последние слова, прощальные.
Этот личный внутренний конфликт Виви предвосхищает и отзеркаливает идентичные внутренние конфликты других персонажей, для которых осознание бессмысленности существования и своей личной смертности становится тяжелым ударом. Психопат Куджа хватается за умиротворяющую его возможность унести весь мир с собой в могилу. Довольно мелкий персонаж Черный Маг №288 находит нечто вроде облегчения в иллюзии: он и другие разумные черные маги из лесной деревни присоединяются к армии Куджи, даже зная, что обещание Куджи продлить ему жизнь насквозь лживо, но считая, что следование этой лжи все-таки легче, чем бездеятельное признание неотвратимой смерти в деревне. Зидан в конце игры находит смысл существования не в себе самом, но в связях с другими людьми — "Танталусом", сопартийцами, даже с тем же Куджой, что приводит к почти самоубийственному парадоксу концовки, когда Зидан отказывается дать Кудже умереть.
Виви здесь ближе к жизнеутверждающей позиции Зидана, хотя для него ответы на главные вопросы жизни, вселенной и всего такого более личные. Они выглядят не то что бы оригинально — помогать людям, жить здесь и сейчас, делать то, что искренне считаешь правильным; в любом случае, Виви принял свою смертность и добился той самой подлинности существования.
(А откуда взялось у TD make a difference, "оставить след"? Бог весть, нет в игре таких слов, максимум Even if you say goodbye, you'll always be in our hearts в финальном монологе. Ни Виви, ни Зидан не формулируют свою жизненную философию в конце игры как "смысл жизни – оставить что-то ПОСЛЕ себя", они, памятуя о смерти, говорят о настоящем. Это наследие, правда, можно увидеть в существовании сыновей Виви.)
Картезианская формула "мыслю, следовательно, существую" — это не палочка-выручалочка из экзистенциального кризиса. Декарт провозглашал разум чем-то отдельным от тела и внешнего мира, особой духовной субстанцией, возвышенной над природой и существующей в собственном метафизическом плане; сама способность разума осознать себя доказывала его собственную надежную реальность, тогда как все материальное, включая человеческое тело, было отдельным, ненадежным и не факт что существующим: чувства могут и обманывать. Для героев Final Fantasy IX, сосредоточенных на своем конечном бытии в мире, реальность которого они признают безоговорочно, это не ответ.
Что тут у TD есть неумного и бестактного, так это его собственные сентенции про "все эти охания черных магов насчет смертности выглядят феерично", "Все равно ж умирают все" и "пусть они живут год-два, зато готовы приступать к, ну, making a difference". Они не отменяют и не подавляют идей близости и неотвратимости смерти, которые переживают персонажи, и хотя речь о вымышленных персонажах и фантастических условиях, это более чем человеческие страхи и проблемы. Если TD образца 2012 года заявлял, что "Сакагути рассуждать не умеет", и считал свои ответы образцом недостающего Сакагути умения рассуждать — ну, за последующее десятилетие ему было куда продвинуться в этом самом искусстве, я надеюсь. |
|
|