Игра вышла 29 ноября 2016 на PlayStation 4, Xbox One и 6 марта 2018 на ПК. Средний балл на Метакритике (PS4): 81
Связи с другими играми
Связи с другими играми
В далеком 2006 году Square Enix объявила о создании компиляции под названием Fabula Nova Crystallis: разные игры, разные миры, разные герои, но единая тематика и единый дух. В "Фабулу" должны были войти три игры: Final Fantasy XIII, Agito XIII и Versus XIII. Final Fantasy XIII вышла и обросла двумя собственными сиквелами, XIII-2 и Lightning Returns. Доползла до релиза (сначала на PSP, потом на больших консолях и ПК) и Agito - уже под названием Final Fantasy Type-0. А Версус, который разрабатывали десять лет, стал номерной частью - полноценной Final Fantasy XV.
Май 2006: Square Enix объявляет о будущей игре как части Fabula Nova Crystallis. На этот момент уже полгода как разрабатываемая игра создается для невышедшей еще PS3. Первый трейлер, полностью нарисованный на компьютере. Январь 2007: Номура обещает какие-то уникальные фичи, связанные с геймпадом PS3 Sixaxis. Декабрь 2007: Второй трейлер. Июнь 2008: Номура говорит, что проект временно заморожен и занимавшаяся им команда переброшена на разработку FFXIII. PR-отдел Square Enix яростно отрицает это и утверждает, что Номуру не так поняли. Октябрь 2008: На Tokyo Game Show рассказано немного о героях и мире, впервые звучат имена главных героев - Ноктис и Стелла (Стеллу потом переделали в Лунафрейю). Сентябрь 2009: Первое геймплейное видео. Июнь 2010: Номура уверяет, что сценарий игры и дизайн персонажей закончены (серьезно, они делают игру на этот момент уже четыре с половиной года). Август 2010: В Японии идет набор актеров озвучки. Январь 2011: Выпущен большой трейлер с сюжетом и геймплеем. Сентябрь 2011: Китасэ говорит, что этап препродакшена наконец закончился, началась полноценная разработка (маленько не дотянули до шести лет препродакша) Июнь 2012: Слухи об отмене игры (опровергнуты). Июнь 2013: Анонс на выставке E3 : Final Fantasy Versus XIII = Final Fantasy XV. Пока игру делали, PS3 успела отцвести, так что выйдет FFXV на консолях следующего поколения. Сентябрь 2014: Номура больше не руководитель разработки, этим будет заниматься Табата. Анонсировали демо-версию - Episode Duscae. Декабрь 2014: новый трейлер с новым сюжетом. В игре будет Сид женского пола - Сидни (потом переименовали в Синди). Март 2015: вместе с Type-0 на PlayStation 4 и Xbox One вышла Episode Duscae, владельцы приставок играют, остальные завидуют. Август 2015: выставка Gamescom, новый сюжетный трейлер. Воздушного корабля не будет. Обещают запоминающегося злодея. Сентябрь 2015: еще больше сюжетных трейлеров, показали чокобо и миниигру-рыбалку, обещают после релиза доделывать недоделанные вещи и докидывать в задний вагон в виде DLC. Декабрь 2015: разработчики хвастаются тем, что игра полностью играбельна от начала до конца, причем первая половина закончена совсем-совсем, а во второй остаются только полировка и улучшения. Март 2016: в игре будет официальная поддержка русского языка - локализация от "Софтклаба". Прошло мероприятие Uncovered: Final Fantasy XV: анонсировали дату выхода (30.09.2016), аниме и CG-фильм с актерами из "Игры престолов" на озвучке, новую демо-версию Platinum, катер, пинбол и летающий автомобиль. Август 2016: выход игры перенесен на 29 ноября 2016, потому что все-таки не успевают. Ноябрь 2016: спустя десять лет разработки игра вышла.
После просмотра на ютубе пролога к приближающемуся dlc, посвященного Ардину у меня возникла одна мысль, насчет истинного значения пророчества об Истинном Короле. Как мы можем увидеть в аниме, изначально выбор шел между Ардином и Сомнусом, один из них должен был стать королем и спасти мир от болезни, поразившей людей и превращающий их в демонов. Насколько можно судить, изначально королем должен был стать Ардин, но Сомнус решил, что он достоин этого больше и попытался уничтожить Ардина и в итоге убил его возлюбленную, что привело к превращению Ардина в монстра. Как известно, убить его не удалось, потому что он бессмертен, но заточить на 2000 лет оказалось возможным. Боги отвернулись от Ардина после того, как он стал монстром и поддержали Сомнуса, но что, если за всем этим стоит нечто большее? Как известно, первому королю было даровано кольцо, которое было напрямую связано с кристаллом и которое должно было после смерти королей из рода Сомнуса впитывать в себя души, пока не придет время и не появится Истинный Король. Но что, если кольцо это не дар, а проклятие? Сомнус предал волю богов и провозгласил себя королем вместо Ардина, и за это боги фактически обрекли весь его род на смерть. Они должны были умирать один за другим и их души оказывались запечатаны в кольце до тех пор, пока не придет черед последнего, Истинного Короля, что наконец искупит грехи своих предков и сможет не только уничтожить болезнь, но и дать Ардину тот покой, которого он заслуживал уже давно. Как вы думаете, насколько это может быть истиной?
Неоднозначная вышла игра. В отличие от большинства заинтересованных лиц, лично я никогда особо не верил конкретно в этот проект. Я не покупал PS3 ради "Versus", не пускал слюни на ранние трейлеры, не видел ничего примечательного в Стелле, безразлично отнёсся к ребрендингу проекта в "пятнашку". По сути, и не заметил особо, как пролетели все эти пресловутые десять лет. Как следствие, и разочарований у меня по факту нет - игра, пожалуй, оказалась даже заметно лучше, чем я ожидал, учитывая все трудности её производства. В смелости и оригинальности, по крайней мере, ей не откажешь.
Да, странная партия героев импровизированного бойбэнда меня тоже, мягко говоря, не порадовала. И не потому, что я считаю их геями (благо понимаю кое-что в японской современной культуре), просто все их типажи мне по-своему неприятны (нытик, зануда, деревенский дурачок и гопник), а отсутствие хоть каких-нибудь женских персонажей в партии нагоняет тоску. Вселенная игры, при всей её спорности (магия практически никак не обоснована, весь замут с "затемнением" планеты откровенный бред), оказалась гораздо интереснее, чем мне представлялось изначально, но потенциал её толком не раскрыли. В чём-то игра приятно удивила, от чего-то я фейспалмил, но в целом получилась далеко не худшая RPG последних лет, в которую вполне можно играть и получать от процесса какое-то удовольствие.
Реально провалили только сюжетно-персонажную часть. И дело даже не столько в том, что сюжет плох или не интересен (дело вкуса) - его тупо невозможно понять в полной мере непосредственно во время прохождения игры, настолько бездарно он подаётся. Не помог, конечно, и крайне спорный распил истории на дурацкую "мультивселенную" (как-будто и не было мертворождённой Fabula Nova Crystallis), углубляться в которую явно захочет не каждый. Но в принципе и пофиг на сюжет, если честно. После "Ведьмаков", "Mass Effect", "NIER" и прочих передовых RPG-историй последних лет, давно пришло понимание, что я просто не могу уже всерьёз воспринимать всю эту "финалковую" подростковую наивность (и уж тем более, когда её пытаются преподнести под видом серьёзной драмы, при участии фотореалистичных персонажей в правдоподобном мире). То ли слишком стар я уже для этого дерьма, то ли одно из двух. Ну а в отношении геймплея и графона у игры всё более или менее в порядке, я без претензий.
Об игре в общем подробно (даже чрезмерно подробно, по мнению некоторых) расписано в ревью, так что не буду повторяться. Отчитаюсь лучше по пройденным DLC, благо их производство Square Enix поставила на какой-то прямо-таки промышленный конвейер.
Episode Gladiolus
Episode Gladiolus
Самое убогое DLC, вне всяких сомнений. Коридорные забеги на время с зачисткой толп мобов и боссов, с крайне ленивым левел-дизайном и полным отсутствием сколько-нибудь интересных идей. Смертельно надоедает уже в первое прохождение (от силы на час), и я не могу себе представить, ради чего кому-нибудь захотелось бы проходить эту хрень снова и снова (как оно и задумывалось, судя по всему). Если только, конечно, это не болезный трофихантер-комплиционист, у которого просто нет выбора (к счастью, мне хватило одного дополнительного прохождения, чтобы впритирочку насобирать требуемый миллион очков).
Собственно, главное отличие всех DLC от основной игры - в каждом из них есть как минимум один по-настоящему челленджный трофей, заставляющий собраться и проявить какой-никакой скилл. В Episode Gladiolus такой задачей является победа в "товарищеской" схватке с Кором. После базовой игры, которая проходилась зажатием кнопки удара (и это даже почти не преувеличение), пришлось, конечно, изрядно попотеть, и даже внезапно узнать про разные там парирования, увороты и прочие элементы боевой системы, которые, оказывается, в ней существуют. Не Dark Souls, конечно, но босс реально злой, двукратно превосходит Гладиолуса уровнем и запросто сносит до 3/4 HP одним ударом (на весь бой только три лечилки и воскрешалка, это тебе не основная игра с её бесконечным инвентарём). Осилил эту мразину попыток с 15-ти наверное, панически перебегая из одного края арены в другой.
Episode Prompto
Episode Prompto
Наиболее понравившееся DLC из сюжетно-персонажного трио. Что достаточно удивительно, учитывая, насколько сильно меня выбешивал дегенерат Промпто в основной игре. Приятная такая заснеженная атмосферка, принципиально другая боевая механика (типа шутер), более-менее вменяемая сюжетная основа, идеальная продолжительность.
Бой с Аранеей не идёт ни в какое сравнение с Кором, конечно. Вынес её с первого же ознакомительного захода, без каких-либо стратегий и гидов (доджить, правда, пришлось как боженьке под самый конец, ибо расточительно растратил все лечилки в начале боя). Главное трофихантерское проклятие этого DLC - долбанные гонки на снегоходах. Мало того, что управление в этой мини-игре абсолютно не интуитивно, камера зафиксирована под уродским углом, а экран загрузки перед каждым траем стремится в бесконечность, так там ещё и таймеры на три звезды выкрутили настолько жёсткие, что права на ошибку не остаётся вообще никакого. Парился часа 4 наверное, проклиная всех больных ублюдков, которые это дизайнили. Особенно бомбило от уродского трамплина в середине трассы, стабильно запарывающего 4 попытки из 5 (если бы в определённый момент не сообразил, что можно его объехать, пожертвовав несколькими секундами, ночную трассу наверное не прошёл бы никогда).
Собственно, мои победные заезды на двух проблемных трассах (третья, для разнообразия, совсем простая):
Comrades
Comrades
Мультиплеерный аддон, который принято яростно хейтить (не без оснований, в основном). Но вот я, на удивление, залип. По сути своей, Comrades не просто мультиплеерный придаток, а вполне себе самодостаточная мини-RPG, с собственным сюжетом, ролевой системой, NPC, городами, магазинами, экипировкой, мини-играми и всеми прочими атрибутами жанра. Лично для меня, например, это стало неожиданностью. Боёвка, тем временем, достаточно стандартна для PvE-коопов - кучка разноуровневых миссий по убиению мобов/защите объектов для партий из четырёх человек (либо онлайн, либо тупящий AI), с очень условным разделением по ролям.
Самая крутая фича этого DLC - нереально аддиктивная система крафта оружия, всецело основанная на магии чисел (давненько игры не заставляли меня часами сидеть с калькулятором и листочком, напрягая мозги и продумывая билды). Кроме того, показалось как минимум забавным полное отсутствие какого-либо ограничения по уровням игроков - можно запросто пойти низкоуровневым персонажем на супер-босса, либо, наоборот, перекачаться и ваншотать мобов в начальных миссиях, под восхищённые эмотиконы новичков. Ну и в целом геймплейчик расслабляющий такой, с очень простыми боевыми механиками и почти полным отсутствием взаимодействия с другими игроками (помогают - хорошо, тупят - да и пофиг, сам справлюсь). Напрягали только очень серьёзные проблемы с сетевым кодом (куча разного рода вылетов, багов и зависаний, плохой матчмейкинг) и невыносимо долгие загрузки между миссиями.
Почти все трофихантеры люто ненавидят Comrades за необходимость адски гриндить ради трофеев, но лично я играл себе в удовольствие, никуда не торопясь, так что жаловаться мне не на что. В один только Comrades наиграл в общей сложности 65 часов, и ни о чём не жалею.
Финальный билд:
Episode Ignis
Episode Ignis
DLC достаточно содержательное, но абсолютно проходное и без выдумки. Играл чуть больше полугода назад, но уже едва помню, о чём оно было вообще. Игнис, прыжки по крышам зданий, имперцы всё никак не научатся, что-то такое. Плюс, типа альтернативный эндинг, смысл производства которого от меня ускользнул (кончина никчёмных героев основной игры меня ничуть не тронула в своё время).
"Товарищеский" бой с Ноктисом считается едва ли не самой сложной трофейной задачей всей "пятнашки". Но мне, на удивление, удалось пройти его без каких-то сверх-усилий. По-началу, конечно, складывалось впечатление, что даже просто выжить в этом аду нереально, не говоря уже о выбивании нужного количества очков (учитывается длина максимального комбо, скорость боя и что-то там ещё), но стоило только разобраться с механикой контратак и приловчиться к таймингу прожатия кнопки на отхил, как Ноктис благополучно лёг со второго трая (да и первый я зафейлил просто по невезению, оказавшись на слишком большом расстоянии во время каста ваншотящей атаки).
P.S. Есть ещё некий "Royal Pack", но его я возьму только после очень жирной скидки, ибо и без того потратил на игру гораздо больше, чем она заслуживает (6к в общей сложности). Новость об отмене ещё целой пачки запланированных DLC встретил с нескрываемой радостью. Давно пора уже прикрывать этот цирк.
Девяносто девятая платина. В отличие от DLC, трофеи в базовой игре совсем простенькие. Основную массу выбил в процессе игры, даже не заметив этого. Отдельно гриндить ничего не пришлось. Общее время в игре (не считая DLC) - 127 часов.
Самым большим разочарованием было то, что огромный мир, который они рекламировали, по сути оказался пустышкой с заборами и мизерными игровыми областями
Ого, 99 платина... Уже решил, какая будет юбилейной? Должна быть какая-то особая игра!
Добавлено (через 38 сек.):
Предлагаю устроить конкурс с призом "победитель выберет игру для Паука в которой он получит сотую платину".
Я играю в игры в которые никто не играет. Я смотрю аниме которое никто не смотрит. Я делаю сабы которые никто не читает. Я разговариваю с людьми которых не существует. ~
Ого, 99 платина... Уже решил, какая будет юбилейной? Должна быть какая-то особая игра!
На самом деле платин уже 140+, я просто адски слоупочу с отчётами (хронологичность принципиальна, а прохождение игр даётся мне гораздо легче, чем написание текстов о них). Ну а юбилейной платины удостоилась NieR: Automata.
Slink А что там? Сервера уже закрыли?)) Или заранее появились трофи листы за отменённые дополнения? Лол, может залатали игру так, что какой-то трофей уже не открыть, неактуальный?
Она тут не при чем. Была бы она тут, твоя оценка была бы не выше 6-7. А 8,5 - это почти шедевр. Ты сам написал про все серьёзные минусы, но тем не менее оценку поставил позитивную, потому что:
Но в принципе и пофиг на сюжет, если честно.
После "Ведьмаков", "Mass Effect", "NIER" и прочих передовых RPG-историй последних лет, давно пришло понимание, что я просто не могу уже всерьёз воспринимать всю эту "финалковую" подростковую наивность (и уж тем более, когда её пытаются преподнести под видом серьёзной драмы, при участии фотореалистичных персонажей в правдоподобном мире). То ли слишком стар я уже для этого дерьма, то ли одно из двух.
Если ты погас и потерял интерес к подобному, то мб лучше и ревью "объективные" уже не стоит писать?
Все больше убеждаюсь в том, что у всех оценщиков игр нынче оценки начинаются с 6-7 по 4-х бальной системе. Других цифр просто не существует.
Была бы она тут, твоя оценка была бы не выше 6-7. А 8,5 - это почти шедевр. Ты сам написал про все серьёзные минусы, но тем не менее оценку поставил позитивную
В среднем, примерно 8,5 баллов и выходит. Математика.
X-Zero @ 4 марта 2019, 17:52
Если ты погас и потерял интерес к подобному, то мб лучше и ревью "объективные" уже не стоит писать?
Но почему? "Потеря интереса" как раз и прокачивает объективность. Это излишний фанатизм, обострённая ностальгия и завышенные ожидания обычно мешают смотреть на вещи объективно.
X-Zero @ 4 марта 2019, 17:52
Все больше убеждаюсь в том, что у всех оценщиков игр нынче оценки начинаются с 6-7 по 4-х бальной системе. Других цифр просто не существует.
Другие цифры просто существуют вне поля зрения адекватных изданий и разбирающихся игроков. Где-то там на мобилках и самом дне Стима, например. Полноценный AAA-продакшен, создаваемый десятками/сотнями людей на протяжении нескольких лет, по-определению не может быть оценён ниже 5/10. Если, опять же, оценивать конечный продукт объективно, а не эмоционально.
saitou91 @ 4 марта 2019, 15:51
А что там? Сервера уже закрыли?)) Или заранее появились трофи листы за отменённые дополнения? Лол, может залатали игру так, что какой-то трофей уже не открыть, неактуальный?
Дополнение Comrades недавно залочили в основной игре (вместе с трофеями) и сделали отдельным приложением. На редкость свинский ход со стороны Square Enix, конечно. Но вроде как существуют способы обойти это дело.
Мде. Понятно. Слишком много ненужных пунктов. С таким успехом можно сюжету поставить единицу и игра все равно будет отличным шедевром.
EvilSpider @ 4 марта 2019, 14:34
В среднем, примерно 8,5 баллов и выходит. Математика.
Математика говорит, что это 7,8. Видимо до 8.5 выросло из-за объективности. Или я что-то не так считаю?
Объективщина должна выглядеть так: Сюжет: 4/10 (в рамках игры) Крайне не проработанный и выглядит в этой игре в виде затычки. Знаете, как на мобильных проектах, где сюжет пилят для того, чтобы игрок думал, что в этой игре есть не только гринд. Графика: 8/10 (натянуто) Видали и получше и по насыщенней. Много пустоты. Геймплей: 7/10. Ничего особенного не замечено. Стандарт. (много спорных механик и решений. Напр: какой смысл в боевке пользоваться сменой оружия/партийцев, если всю игру можно пройти с дефолтной пушкой, жуя до посинения поушены.) Музыка: 9/10. Есть много отличных треков, но не все. Математика выводит среднюю оценку 7.
Субъективщина же выглядит так: Сюжет: 3/10 (в рамках игры и вселенной фф15) Крайне не проработанный и выглядит в этой игре в виде затычки. Чтобы иметь более полную картину происходящего, нам предлагают его собирать по крупицам из разных источников вселенной фф15. И это номерная фф? Серия игр в которой сюжет играл главную роль, то из-за чего большинство и полюбили серию. Ужс! Графика: 7/10 Видал и получше и по насыщенней. Много пустоты. Геймплей: 5/10. Скучно. Почти вся игра состоит из похода из точки А в точку Б, а затем возвращение в точку А. Попутно мы подчищаем монстров и читаем пару скудных диалогов. Так же накручиваем таймер игры покатушками на тачке. Эпичные битвы и эпичные сцены в игре фактически отсутствуют. Музыка: 9/10. Есть много отличных треков. Однако жаль, что не все треки попали в игру, которые были для неё написаны Шимомурой. Математика выводит среднюю оценку 6. (Но если отталкиваться от самого значимого в таких играх, то средняя оценка будет 5, так как сюжетная составляющая имеет больше веса других пунктуов)
Субъективная оценка ждуна Версуса выглядит так: Сюжет: Мусор Какую то лажу подсунули. А ведь в трейларах все было интересно и захватывающе!!! Графика: Неплохая Поф на графоний, я бы поиграл и с тем что в 2009ом показывали. Геймплей: Не очень По сравнению с тем что показывали в трейлерах Версуса, 15шка - творческая импотенция. Музыка: Отлично. Но нафига изменили трек Omnis Lacrima!? Оценка: Насрали в душу!.
Дополнение Comrades недавно залочили в основной игре (вместе с трофеями) и сделали отдельным приложением. На редкость свинский ход со стороны Square Enix, конечно. Но вроде как существуют способы обойти это дело.
Вот как.. Нормально даже трансформер не собрали. А в начале, на диске это дело весило ~50гб. Как-то нет желания играть в эпизод Ардин тупо из-за напряга с установкой в 150 гб и адскими загрузками + это позднее латание сюжета в стиле "что-нибудь придумаем" дико раздражает (если не название фф и не те весёлые годы ожидания игры, -- спокойно бросил бы это дело, а так... бросаю, написав данный коммент). Спасибо ещё раз за обзор, EvilSpider
Добавлено (через 4 мин. и 19 сек.):
X-Zero @ 4 марта 2019, 18:16
нафига изменили трек Omnis Lacrima!?
+1 Что этот трек, что тот, который играл в трейлере 2013 оказались слишком уж крутыми и эпичными для этой игры. Их просто имхо некуда было вставить -- вот и превратили тот в тему призыва, беспощадно урезав 95% оригинальной музыки
Ха, а неплохо, весьма и весьма неплохо. Но можно и лучше: Влияние на молодежную поп-культуру: 10/10 Отсутсвие багов/их своевременные фиксы/тех поддержка ин дженерал: 9.5/10 Подбор сэйю: 10/10 Дубляж и локализация: 10/10 Отзывчивость управления Регалии: 9.45/10 Физика всего: 10/10 Монтаж звука: 10/10 Количество людей, работавших над игрой: 10/10 Мерчендайз: 10/10
Помогайте, ребят, сейчас дожмем шедевру десяточку. Математикой.
You see, in this world there's two kinds of people, my friend: Those with loaded guns and those who dig. You dig.