|
| |
Меня потянуло на отечественный деревенский хоррор, и я прочитал две хорошие, немного похожие друг на друга книги. В обоих место действия - загибающиеся деревни в средней полосе России, где самоуверенные москвичи сталкиваются со сверхъестественной жутью: в первом случае это оборотни, во второй зомби. Обе написаны серьезными писателями, хорошим языком и с претензией на серьезную философию, ни капли не макулатура.
Алексей Иванов, «Псоглавцы»
Это тот самый Иванов, который "Географ глобус пропил" и "Сердце Пармы". Книгу он выпустил на всякий случай под псевдонимом Маврин, потому что, скажем так, она отличается от того, что писал раньше: как я сказал, оборотни. С одной стороны, Иванов большой мастер слова, ему ничему учиться не надо; с другой стороны, он как большой-писатель-под-псевдонимом пытается изобразить человека на десять или пятнадцать лет моложе, чем он есть, и это выглядит иногда смешно.
Летом 2009 года в глухую деревню в Нижегородской области заезжает троица московских студентов с задачей демонтировать и вывезти из заброшенной церкви уникальную фреску с изображением святого Христофора с песьей головой. Пока товарищи главного героя - Кирилла - возятся с фреской, он общается с деревенскими жителями, истерически гуглит в интернете все подряд от гонений на ранних христиан до Леви-Стросса и потихоньку приходит к мысли о том, что псоглавцы вполне реальны, и кое-кто из местных на самом деле оборотень.
Дабы не затягивать (потому что Иванов безбожно затягивает): оборотни в книге есть, есть бегство от них и сражение с ними, и есть финальное объяснение, настолько же безумное и сверхъестественное, как и та теория из старообрядцев, сталинских лагерей и местного бизнесмена, которую себе соорудил Кирилл.
Марьяна Романова, «Мертвые из Верхнего Лога»
От «Мертвых» у меня меньше восторгов, вероятно, потому, что это выраженно женская проза. Я не говорю, что леди не могут писать хоррор: еще как могут, но фокусируются они на других вещах, чем писатели-мужчины - думаю, ивановские «Псоглавцы», как вещь сугубо мужская, показалась бы скучной и неестественной девушкам, которые от «Мертвых» в восторге, а у меня, соответственно, скулы сводит от иных здешних пассажей.
Итак, у нас опять есть нищая спивающаяся деревня, на этот раз в Ярославской области. Сюда судьба заносит нескольких героев-горожан: депрессивная дачница с внебрачной дочерью, владеющей несколько сверхъестественными талантами, и молодой бизнесмен с не очень любимой новой девушкой, приехавший на поиски сгинувшей в Верхнем Логе девушки старой и любимой. Очень скоро они сталкиваются кое с чем, во что им верить не хочется: мертвецы бродят по лесу и заходят в дома.
В отличие от «Псоглавцев», здесь есть четкий антагонист и виновник локального зомби-апокалипсиса - глава местной коммуны неоязычников, настоящий чародей. Это тоже, кстати, человек городской культуры, а не деревенской: у него есть своя сюжетная линия, и во второй половине книги он выходит на передний план, а восставшие из мертвых, в сущности, всего лишь фон. |
|