|
| в розовых бегемотиков |
| Законы Паркинсона |
|
| |
Вердек С твоего разрешения, я начну с небольшой придирки к мелочам, тем более, потом к ней придется вернуться. Итак,
Затем в Бытие 2:19,20 говорится о задании, которое Бог дал Адаму, и с которым он справился. Задание не для дошкольного возраста. Вряд ли он давал им названия от фонаря. Нужно было понаблюдать за животным и дать ему имя соответственное его повадкам… |
Очень любопытная интерпретация! Я всегда склонна была понимать данный эпизод Библии как метафору, звучащую, в переводе на буквальный, примерно как «Человеку свойственно использовать дескриптивный язык, и, следовательно, называть всех наблюдаемых им живых существ определенными именами». На несостоятельность буквального понимания этого эпизода указал еще Л. Таксиль в «Забавной Библии»: Адам не мог назвать по причине невидимости таких животных как: микроорганизмы, одноклеточные, мелкие насекомые, бактерии, вирусы, паразиты (естественная среда обитания которых только кишечник хозяина). Кроме того, вряд ли он мог назвать носимыми ныне именами позднеоткрытых животных, таких как лошадь Пржевальского или там австралийских симпатяг. Я уже молчу про совсем экзотические варианты, типа вируса СПИД, например. Кроме того, если подсчитать все существующие ныне виды животных, то даже в предположении, что Адам был оснащен электронным микроскопом, знал где искать, имел в качестве шпоры незаполненный еще определитель Карла Линнея, и тратил на наименование каждого животного не больше пяти минут, то боюсь, ему даже тогда годы и годы понадобились бы для выполнения этого (и правда недетского) задания.
Был ли смысл в таком предупреждении если Адам НЕ понимал, ЧТО такое смерть? Ты станешь пугать пятилетнего ребёнка сверхмассивными чёрными дырами обнаруженными в центрах многих галактик? Ты напомнишь ему про ремень. |
Отличный аргумент! Смерть и правда можно описать, не показывая ее. А вот понять, чем же она плоха, чем хуже жизни, не зная что такое плохо... Вот чего я не могу понять. У меня просто в голове не укладывается. Адам по идее должен был подумать «ну умру – и умру себе». Или инстинкт самосохранения? Но у Адама не могло быть закрепленного на поедание плода отрицательного рефлекса, чтоб инстинкт сработал.
Из этого я делаю вывод, что Адам знал - смерть, это страшно и плохо. |
Видишь, ты и сам это слово употребляешь (а чем его было бы заменить-то?). Что такое плохо – выходит, не знал, а «то, что смерть - страшно и плохо», - выходит, знал… Вот незадача-то, а…
В случае с самозарождением нет повода даже говорить про интервалы времени. Почему? Вероятность возникновения только белковой молекулы, равна 0,0...01 онная(ардная), то есть эта цифирь, так усердно стремится к нулю, что… |
Стремится к нулю?! У математики другое мнение. Возьмем простейшую формулу для повторения независимых испытаний. Предположим, что с вероятностью A может произойти событие ххх zzz (кодовое название события поменяно для политкорректности). Вероятность того, что событие zzz произойдет при n испытаний будет 1 – (1-A)^n (^n обозначает «в степени n»). К чему стремится эта последовательность при n стремящемся к бесконечности, а? Правильно! К единице! Мораль – сколь бы ни было мало A, существует такое количество лет, за которое событие zzz в конце концов произойдет с вероятностью 99.99999%. Но это не означает, что надо ждать все эти годы. Событие может произойти и раньше - в любой момент.
Так что попасть в печную трубу эрмитажа, спрыгнув даже со сверхзвукового самолёта - возможно. Но вот сделать это восемьдесят раз подряд - увольте. А если ещё и при разных погодных условиях, на разной высоте, скорости и направлении полёта? |
Если непрерывно повторять испытания - рано или поздно получится.
А насчёт панспермии, я, уже писал выше. Эта гипотеза не снимает вопрос о происхождении жизни. Она лишь переносит его в другое место. |
О да! Но жизнь в разных концах Вселенной, скорее всего, не будет идентичной. Возможны небелковые формы жизни, вероятность самопроизвольного возникновения которых следует рассматривать уже отдельно, и она может оказаться гораздо выше. Вот что я имела ввиду.
Кир Булычёв "Космический десант" |
Отличный рассказ, спасибо. Сейчас мы с его помощью и сделаем следующую зарисовочку… Что же касается Лема, то сарказм сарказмом, но по-моему, это была своеобразная интерпретация легенды (иногда это называется «реконструкция мифа»). Есть, например, весьма интересная книга этого жанра М. Рено, «Тезей», весь миф о Тезее описывается с точки зрения вполне правдоподобных исторических событий, и очень убедительно.
В этом заключается ограниченность нашего разума. Поскольку мы сами, когда-то имели начало, то для нас ВСЁ, ВСЕГДА должно иметь начало. Когда-то появилась земля, вселенная, а, следовательно и Бог ДОЛЖЕН был появиться. Понять, что он был всегда сложно, проще это принять. |
Антиномия причинности, однако… Отлично! Предположим, и правда не все и не всегда обязано иметь начало, а мы просто не в силах такого осознать. Возьмем в качестве иллюстрации к этой модели гипотезу вечно существовавшей панспермии. Как раз как в рассказе Булычева. Т.е., нас породили господа Вася и Петя, их – разумный робот Даниэль Оливо, его собрал безумный конструктор с планеты «Резиновые парапланы», и так далее, до бесконечности. Самому первому звену в цепочке иметь место совсем не обязательно – всегда был кто-то до… Чем не вариант? И только не говори, что он противоречит здравому смыслу . Кстати, в литературе он уже описывался – я прошу прощения, если не совсем понятно, тут возможны, кроме временной антиномии причинности, также пространственная антиномия делимости, и даже солипсистский бесконечный цикл (!), описанный Лемом в «Воспоминаниях Ийона Тихого, I». Сейчас я поясню, что это означает. Возможно, что вся наша обозримая Вселенная – часть макроорганизма, который живет в совершенно непохожем мире, сам является частью гигантского макроорганизма, о котором ничего не знает, и так далее до бесконечности. С солипсизмом же еще круче (хотя я сама не совсем понимаю, возможно ли такое):
…и он отважился подумать даже о своем боге, Тихий, о боге, который раньше, будучи еще наивным, творил чудеса, но потом созданный им мир воспитал его, создателя, научил его, что он может делать лишь одно - не вмешиваться, не существовать, не менять ничего в своем творении, ибо внушать доверие может лишь такое божество, к которому не взывают. А если воззвать к нему, оно окажется ущербным и бессильным... А знаете вы, что думает этот его бог, Тихий? - Да, - сказал я. - Что существует такой же, как он. Но тогда возможно и то, что хозяин запыленной лаборатории, в которой мы стоим на полках, - сам тоже ящик, построенный другим, еще более высокого ранга ученым, обладателем оригинальных и фантастических концепций... И так до бесконечности. Каждый из этих экспериментаторов - творец своего мира, этих ящиков и их судеб, властен над своими Адамами и своими Евами, и сам находится во власти следующего бога, стоящего на более высокой иерархической ступени. И вы сделали это, профессор, чтобы... - Да, - ответил он… © – С. Лем, «Воспоминания Ийона Тихого, I»
Мы же каким-то образом смиряемся с фактом беcконечности вселенной. |
Бесконечность Вселенной – имхо, для нас вполне естественна. Я не знаю, как представить себе конечную Вселенную – вот, что в голове не укладывается совершенно.
Если судить по палеонтологической летописи, то динозаврики существовали сами по себе, отдельно от саблезубых тигров, и плоских червей. Ископаемые остатки доказывают лишь их полную изолированность от других видов… |
Такое возможно только если они существовали не одновременно.
Не вошли они все к Ною в ковчег. Естественно после исчезновения такого неслабого вида, произошло глобальное изменение пищевых цепей, что, в свою очередь, могло послужить причиной гибели водоплавающих динозавров. |
Что?! Тэк-с, этот момент меня, с твоего разрешения, интересует поподробнее… Очень любопытно ты описываешь! «Не все вошли», - это, стало быть, означает, что вошли, но не все? Ну взяли птеродактиля и там по мелочам… Водоизмещение у ковчега тоже было не бесконечным - бронтозавры по понятным причинам вынуждены были остаться за бортом… «Взял бы я вас, да потопите лодку!» - © «Дед Мазай и зайцы». Вообще-то, некий баптист, ответивший на прямой вопрос, что Ной собрал в ковчег всех динозавров (!) (страшно подумать о характеристиках подобного корабля – «Титаник» по сравнению с ним выглядит жалкой плоскодонкой), - итак, этот баптист был все же ближе к изложению библейской формулировки! Бытие, 7:15 – и вошли к Ною в ковчег по паре от всякой плоти, в которой есть дух жизни Чего-то тут не упомянуто, чтобы Ной захлопнул двери ковчега перед бедными динозавриками. Наоборот, дескать, все вошли… в ком есть дух жизни, разумеется. Черваков, пиявок и креветок он тоже, по идее, собирал. Впрочем, даже если сбросить со счетов наиболее тяжеловесных представителей фауны, я думаю, подсчет, какой грузоподъемности должен быть корабль, чтоб поднять «каждой твари по паре» плюс покушать для всех них в течение 150 суток, то современный судостроительные верфи, страдающие самой ярко выраженной гигантоманией, отдохнут против компании «Ной и его сыновья». Одни только все породы собак на одной палубе страшно себе представить (ты ведь не веришь, что они были выведены , - значит, уже существовали во времена Ноя.) Я уже молчу про то, что весь водный покров планеты при полном растоплении не покроет большинство гор, включая Арарат. Это все технические мелочи. Моя позиция, в отличие от таксилевской, заключается совсем не в том, что в Библии написана полная ерунда. Наоборот, я считаю многие изложенные там вещи чистой правдой. А вот если воспринимать все написанное в Библии совершенно буквально, - то получится таки-да, полная ерунда…
Но никакой связи с эволюцией я здесь не улавливаю. Вымирание Стэллеровой коровы, не подвигло на эволюционный шаг, ни один из существующих ныне видов. |
Вымирание само по себе, вообще говоря, сподвигает к возникновению новых видов, как ни странно. Освобождается экологическая ниша, а там что называется, «было бы болото,…».
Я просто показал, что и в научной среде есть люди, которые на базе тех знаний, которыми обладают, не стесняются делать выводы о существовании Творца. |
Это совсем не так. Выводы о существовании Творца вообще никто не в состоянии сделать. В Него можно либо верить, либо нет. К базе знаний такой вывод отношения не имеет (хотя бывают там моменты, когда в религии разочаровываются люди, изучающие религиоведение, философию, биологию, медицину, физику…). Бывает и наоборот, но все равно, научная деятельность и религиозная ориентация не имеют (не должны иметь, по меньшей мере) никакой корреляции. Ученый может верить, но (в идеале) он верит как человек, а не как ученый. Ученый точно так же может, например, жениться, что не имеет к его научной деятельности никакого отношения.
"Фактически, эволюция стала в некотором смысле научной религией; почти все ученые ПРИНЯЛИ это, и многие готовы 'согнуть' свои наблюдения, чтобы сойтись с ней." |
Дык я и говорю – в самая суть-то совпадает с мнением Лакатоша, но последний подробно рассматривал, как все происходит, объяснил, почему это происходит, анализировал подробно, модели составлял… И не первый, кстати. До него лучшие умы кучу бумаги вымарали по теме – читать их всех необязательно, списки их результатов в кратком изложении доступны и являются обязательным курсом для кандидатов наук – как раз чтобы вот так не позориться. А этот товарищ, прогуляв, как я понимаю, соответствующий курс, говорит в двух словах то же самое, но, не понимая глубины проблемы, на уровне детского сада, и по топорному, - согнули, мол… Ты альтернативу, что ли, предложил бы… (это я ему ).
Вся фишка в том, что исскуство и рациональность, никак не связаны. Мне кажутся смешными выражения: "рациональная живопись", или "практичная поэзия". Не спорю, для макака-резус, нет разницы между булыжником на мостовой, статуэткой в эрмитаже и янтарным срезом, но для меня, да и для тебя тоже(ни за что не поверю, что нет ), разница ощутима. |
Чудесно. Искусство плохо поддается описанию с рациональной точки зрения. Вот ты и сам это сказал
Мы обладаем способностью оценивать прекрасное и восхищаться им. Это ещё один камень в огород эволюции. |
Наоборот. Если закономерности искусства интерпретировать сложно, то вот как раз способность восхищатся, - т.е., эстетические чувства, легко интерпретируются как образованные в результате эволюции… угадай, из чего? ага, из самосохранения !
«Личность потерявшая сознание вроде как не перестает быть личностью, у нас в стране, во всяком случае» - Лишь в конституционном плане. |
Нет. Ты опять делаешь ошибку, рассматривая предмет рассуждения не на временнОм интервале. Личность через пять минут очнется, и сознание при этом не понадобится воспитывать с нуля. Независимо от того, какая в стране конституция.
Но причём тут бог, которому поклоняются ВСЕ народы на планете? К которому в трудный час прибегают все-е. Даже эволюционисты. Ну, эти может и не все, хотя они ведь не признаются. Человечество придумало много умных слов, чтобы объяснить причину своего странного "отклонения", но опять факты отрицают неустойчивую логику. Почему какой(ие)-то народ(ы), не придумали иную сисетму моральной устойчивости? Но все сошлись в одном - поклонение всевышнему Богу(гам). Библия на этот вопрос отвечает. Бог вложил в людей при создании, потребность поклоняться ему. И это уже не просто вопрос веры, но и логики. |
Отличная аргументация! Но, с твоего разрешения, я, все же, попытаюсь привести свои варианты ответа. Оставим даже в стороне такие мелочи как антропоморфизм (большинство языческих богов именно антропоморфно). Я вижу корень причины в другом. Можно даже на этом месте как маленькое лирическое отступление процитировать:
«…А вот Атани будут вроде как сами по себе, хотя в конечном счете тоже окажется, что и они работают исключительно на мои задумки. Но самостоятельность - вещь опасная, и поэтому в качестве великого блага я вмонтировал в них самоликвидатор. Только не надо делать такие кислые лица - я сказал "благо", значит, благо. Или кто хочет спорить?" Спорить хотел один Мелькор, но с ним Илюватор не разговаривал принципиально, и получилось, что спорить не хочет никто…»
© – «Звирьмариллион», пародия на «Сильмариллион»
Так вот, фишка как раз в том, что мы еще не вырвались из эволюционного капкана. Бытие человека построено на благополучии вида, но его в нынешней ипостаси уже не интересует благополучие вида, его куда больше волнует благополучие себя любимого и своих близких. Однако и он сам, и его близкие – всего лишь одноразовые винтики в машине выживания человеческого рода в целом. Как бы ни был крут из себя индивидуум, его жизнь наполнена бессмыслицей, абсурдом (Алик Камю ведь дело, между прочим, говорил!), пытаться найти в ней смысл абсолютно бесполезно, ибо все сущее есть суета сует, а причина и цель существования – сплясать на задних лапах на благо вида. Однако, разум особо чувствительных индивидуумов восстает против такой пакости, не желает мириться с очевидным и признавать бессмысленность своего существования. Налицо противоречие. И выходов из него немного – самоубийство, праздность, творчество, религиозность… ..Предвосхищая вопросы, - да, я экзистенциалист.
Я приведу четыре примера частных случаев такого рассуждения.
1. Смерть. Человек не желает расставаться со многими персонажами навсегда, но приходится это делать, и изменить он ничего не может. Налицо противоречие. Чтоб заткнуть дыру в противоречии, придумана загробная жизнь в качестве самообмана и успокоительного. 2. Справедливость. То же самое. Своими силами навести ее не можем, но жажду ее – имеем, и вот результат, - каждому воздастся по делам… здесь приплетание гипотетического будущего «воздаяния» выглядит очевидным протезом. 3. Мир. Мир из себя отвратителен и пакостен, и многие имеют неудовольствие это заметить. Человек не верит, что ему предстоит жить именно в этой гадости. Возникает идея о том, что все это временно, а вот после смерти ему, наконец, предоставят шикарный пятизвездочный отель со всеми удобствами и бесплатным баром. 4. Бессилие. Самое пакостное. Впрочем, оно фигурирует так или иначе в предыдущих примерах. Уж с чем с чем, а с невозможностью помочь себе или приятелю в ну очень нехорошей ситуации, - человек не может смириться. Тут уж кому как больше нравиться – просить того, кто сможет помочь (чаще это врач, директор или декан, но если от него не все зависит, то – понятное дело Кто). Реже не видя выхода из пакостной ситуации подразумевают, что она была предопределена высшей силой, и дескать не нам с ней тягаться.
Эти свойства несмирения общие для всех людей. Профессиональный религиовед заткнет меня за пояс, но думаю, что основные категории я перечислила.
Почему какой(ие)-то народ(ы), не придумали иную сисетму моральной устойчивости? Но все сошлись в одном - поклонение всевышнему Богу(гам). |
Кто все? Спинозу и иже с ним ты не считаешь? Впрочем, речь не об атеистах, пантеистах, и людях, похоронивших классическую схоластику. В конце концов, религиозность до совсем недавнего времени определялась воспитанием, ныне же определяется модой. Возразить я хотела чуть на другое… …Придумали! Я знаю как минимум три – наука, искусство, философия.
Творец как раз и упорядочил. А люди все запутали. |
Кто запутал?! Житель острова из племени мумба-юмба, верующий в черепахового бога, потому что о другом он не знает и не имеет шанса узнать, - он, что ли запутал?
Вот! Как это верно! Человечество, располагая минимальными данными об устройстве вселенной, берётся судить о сути вещей, не понимая смысла. Слетали в космос и говорят - Бога нет. А вселенная появилась, видимо так-то и так-то. Это как чукча (представитель народов крайнего севера), вышел зимой из своей яранги, окинул взглядом снежную ширь, и сказал: "Африка выдумка, однако". |
Совершенно верно, это неправильный вывод. А теперь представим себе, что тот же чукча вышел – и на основе письма растамана Васи из ближайшего поселка сформулировал следующее: «Африка, однако, существует, и там летают розовые бегемотики, которые путем дальнодействия охраняют мой домашний очаг от всяких неприятностей». Тоже немного скоропалительный вывод, верно? И, главное, неопровергаемый
Это всё результат наличия у человека разума. А, вот, появление последнего, то есть преодоление порога отделяющего НАС от обезьян, представляет для эволюции ту ещё задачку. |
Ответ на эту задачку изложен на первых страницах темы в исполнении моего любимого литературного персонажа
Дорогая Risery, чего только не бывает! Нужно только верить! Может и упомянут. Лично, твой покорный слуга, уже много раз цитировал твою манеру рассуждать в своих опусах. Благодаря чему тебя теперь цитируют все кому не лень! Искренне надеюсь, что не вызвал этим твоего гнева! |
Это уж смотря… вырывая из контекста, я думаю, моими цитатами можно написать учебник падонкаффского .
Чтобы каждое светило По своей стезе ходило, Чтобы солнышко создать, Чтобы начал свет сиять, Чтоб поля зазеленели, Чтобы птицы полетели, Чтобы ты увидеть смог – Есть Великий, Вечный Бог |
Я так и вижу, как ворчит сэр Изя, недовольно поворачиваясь в гробу: «да дайте поспать, наконец!». Сэр Изя, простите меня, но на Ваше мировоззрение тут так часто ссылаются, что я могу Вас не вспомнить… Итак, я попробую обрисовать, в чем твоя и его ошибка. Напоминаю, сей достопочтенный автор классической механики считал, что Бог вмешивается во все, чего он сам не мог объяснить. Почему яблоко падает на Землю – смог. Бог тут не причем – ну притягивает яблоко Земля, падает, зачем тут вмешательство оператора? А почему планеты не падают на Солнце – вот этого не смог. Стало быть, Бог подфутболивает. Регулярно (я не шучу, это было его мнение!). Все логично... Ты повторяешь его ошибку, деля процессы перманентно на сложные и простые. Там где просто – ну вот железо все само взяло и разложилось на ржавчину, из горения водорода образовался гелий, жахнул реактор в Чернобыле… Это все, значит, специального вмешательства не требует, все на физических процессах. А вот образование белковой молекулы, жизнь, рост для тебя уже нечто аццкое, что само по себе никак не могло быть… Демаркация где? Не следует забывать про относительность своего восприятия. Для какого-нибудь стороннего тарраканина наши белки могут оказаться примитивом – как для нас неорганическая химия.
Говорят, что в наш двадцатый Удивительнейший век – Век, когда, мечтой объятый, В космос взвился человек, Век научных достижений, Грандиозшейших свершений, Век движения вперёд – Кто-то Бога признаёт? Мне поверить трудно в эту Удивительную весть. |
Ну что ж, мне как раз нетрудно – человеческие слабости-то остались на месте. НТР тут роли не играет. Вот после революции разума возможны перемены – и то. неизвестно еще, в какую сторону! Возможно, человеческая толерантность еще больше снизится! Так или иначе, вопрос веры остается вопросом сугубо добровольным и индивидуальным. Я не против того, чтоб те кому нравится, верил. Я против попыток интерпретации верой научных теорий, ибо «Очень сложно с серьезным лицом и максимальной вдумчивостью слушать людей, которые говорят, что их вера первозданна и максимально правильна, имеет ответы на все вопросы и объясняет происхождение жизни на земле, зная о том, что те, кто писал основные трактаты и манускрипты этой религии утверждали, что земля плоская и стоит на слонах, которые на китах (а те в свою очередь в океане), а несогласных осуждали и карали» ©Vicariously, I Live while the whole world dies You all need it too - don't lie. |
|