|
| FF14, LOL, Tales of ... |
|
| |
Прошёл наконец основную сюжетку. Ещё предстоит постгейм, но некоторое мнение уже сформировалось. Специально не читал ничего недели за 3 до выхода и до этого момента, чтобы на моё впечатление и мнение об игре не наложились чужие. Пост какое-то время думаю буду ещё дополнять, всё-таки постгейм ещё допройти надо. ОСТОРОЖНО БУДЕТ МНОГО СПОЙЛЕРОВ НЕ ЗАКРЫТЫХ В КАТ, так как будут идти вперемешку и хрен разделишь. Поэтому ЧИТАТЬ НА СВОЙ СТРАХ И РИСК. Я ждал эту игру 10 лет. И хоть игра оказалась не той, которую я ждал изначально, я ни разу не пожалел о потраченных на неё деньгах и времени. Первое, что отмечу - это то, что игру уже сложно отнести к жанру JRPG. Скорее это экшен-РПГ западного типа. Что с одной стороны даже немного печально наблюдать переход к западному типу именно от Финал Фэнтази, как от серии, являющейся одним из "столпов" жанра JRPG. Но также и отмечу, что разработчикам удалось сохранить "Дух Финал Фэнтази" и некоторые JRPG элементы на столько, на сколько это вообще возможно для игры западного типа.
Что ж, пройдусь по основным параметрам игры: 1) Графика. Визуальный ряд в игре достаточно красив. В движении картинка выглядит вполне зрелищно (а так как это экшенРПГ, то тут почти всегда в движении). Очень много действительно завораживающих пейзажей, которыми любуешься катаясь на Чокобо или проезжая на Регалии. Причём пейзажи по настоящему пропитаны фантазией. Такие виды не увидишь в реальном мире или, к примеру, в Ведьмаке. Дизайн персонажей также хорош (спасибо Номуре). Наверно единственный персонаж, чей дизайн мне не понравился - это Аранея в боевом облачении (уж очень убого шлемак на ней смотрится). Я не скажу, что в игре лучшая графа из всех игр платформы PS4. Но всё же очень хорошая - её уровня мне более чем достаточно для комфортной игры. Единственно как то мало CGI роликов в игре, хотя довольно много зрелищных моментов, где такие бы CGI-ролики были бы очень уместны, вспомнить хотя бы появление Багамута во время боя с Ифритом. Конечно те ролики, что есть - классные, но их мало. и это очень странно, учитывая что сделали целый CGI-приквел к игре, а вот в саму игру сделать пожадничали.
2) Сюжет. Сюжет по меркам JRPG мне показался слабоватым. Всю игру не покидало чувство, что много сюжета вырезано. Ещё очень интересный способ подачи сюжета был выбран, я до сих пор не могу понять понравилась мне такая подача или нет (двоякое чувство): По большей части сюжет мы видим исключительно глазами Ноктиса. Т.е. если обычно в играх или фильмах или книгах если происходят какие-нибудь значимые события или разговоры без участия главного героя, зрителю/игроку их всё равно показывают. Это позволяет понять мотивацию персонажей и почему с главным героем происходит то, что происходит. В ФФ15 же сцен без присутствия ГлавГероя почти нет. Благодаря этому лучше вживаешься в персонажа: если Ноктис чего-то не видел/не знает/не понимает, то почти тоже можно сказать и про игрока. Минусом этого становится то, что о многих важных вещах приходится узнавать по вырезкам радио эфира, обрывкам новостей в газетах, кусочкам записей или вообще запискам. Причём всё это можно пропустить, если играть не внимательно. К примеру, казалось бы важного персонажа, императора самой могучей империи Нифельхейм, мы видим всего пару раз короткими отрывками, а под конец он уже непонятно как монстр. По подаче сюжета: в этом плане, если сравнивать подачу сюжета с другими опенворлдовыми РПГ, то финалка выигрывает, как мне кажется. И выигрыш этот идёт за счёт двух вещей: перехода от опенворлда к линейному повествованию, когда дело близится к кульминации и сохранение при этом возможности вернуться в опенворлд условно (через Умбру) в прошлое. Чем мне не нравятся опенворлдовые РПГ, так это тем, что играя увязаешь во вторичных квестах, причём может доходить до абсурда, по мейн квесту у тебя там сейчас миру хана будет, нужно спешить спасать мир ... но по пути ты встречаешь бабульку, которая просит вырвать сорняки на огороде, ну как тут отказать?))) В Финалке же вторичные квесты попадают на тот период, когда Ноктис либо ещё определяется с тем, что надо делать, либо ждёт (события или информации). А вот когда история набирает оборот и отвлекаться на прополку огорода уже становится как-то неуместно, рассказ идёт более линейно, улучшая усвоение и восприятие сюжета. При этом если кому-то захочется на этом этапе побегать по вторичным квестам - большую часть времени он может это сделать с помощью Умбры. Но у меня такого желания не возникло - я прошёл до конца, а Умброй собираюсь воспользоваться только теперь, уже в постгейме. Вообще у меня сложилось впечатление, что ФФ15 - это какой-то мутант, в который решили впихнуть по максимуму различные лучшие элементы из серии (самокопирование сильно прослеживается). Где то это и не плохо, а где-то так себе вышло. К примеру взять музыку - простейшее решение - просто запихнули музыку со всех финалок. И можно играть выбрав понравившуюся мелодию (там же не только в машине можно слушать, но и потом когда плеер появится). Ход простой, но зато хрен кто из фанатов финалки скажет, что музыка в игре плохая))) Идём дальше. Ардин Изуния - это смесь Кефки и Бартенделуса. По ходу игры он помогает персонажам, хотя все понимают, что он что-то задумал, как и Бартенделус в 13 части. А сам по себе он харизматичный чёкнутый ублюдок, любящий клоунаду, на подобие Кефки. Кстати, развязка мотивации этого персонажа, как мне кажется, подкачала - лично я ожидал чего-то большего и более вразумительного, чем обида и желание прервать род братца .... через пару тысяч лет после смерти самого виновного братка. Все помнят смерть Аерис в семёрке? Про это знают даже наверно те, кто в 7 часть и не играл. Там прокатило на ура - давайте и здесь запилим. И пожалуйста - главвраг убивает Лунафрею на глазах у Главгероя, прямо как Сефирот Аерис. Даже водички для сцены завезли, причём не поскупились))) Правда смысла в этом убийстве я не особо нашёл. Но у нас же тёмное фэнтази, как же без убийств важных персонажей! Правда, как мне показалось, у авторов какое-то неправильное представление о тёмном фэнтази, тут скорее фэнтази в темноте - кучу времени лазишь по потёмкам, когда ничего толком не видно. Ну и возвращаясь к Кефке - тут тоже используется мир после всеобщего колапса по прошествии некоторого времени. Только тут это не обосновано нифига. Ну точнее не обосновано, как эти 10 лет прошли для Ноктиса и почему они прошли. Был в кристалле в астральном состоянии с Багамутом и тут раз и уже постаревший на 10 лет в какой-то безлюдной тюрьме на острове. Просто потому что. Или вот ещё. Главгерой должен пройти паломничество, получить силу суммонов и погибнуть, чтобы очистить мир (привет Финал Фэнтази 10). Причём сама необходимость смерти, что здесь, что в десятке никак толком не объясняется и явно чисто для трагизма прикручена. В целом по сюжету я так скажу: Он хуже, чем в классных JRPG, но лучше, чем в опенворлдовых РПГ, может за исключением Ведьмака 3, но тут надо понимать, что мир Ведьмака - это серия книг, множество историй и персонажей, который создавался долгие годы (именно создавался, а не просто находился в статусе "в разработке", как в случае с фф15). Понятно, что такой сюжет должен выигрывать в сравнении с сюжетом, созданным просто для одной игры и миром, для одной игры.
3. Игровой контент. Его реально дофига. Довольно много разновидностей монстров, что очень радует. Полно квестов. Есть охоты, которые нельзя назвать полноценными квестами, но это явно отличная замена для унылого гринда и фарма, который присущ большинству JRPG. Квесты есть всякие, как обычные сходи до точки, возьми вещь, принеси. Так и довольно интересные и даже захватывающие. Например меня очень впечатлили квесты, где надо было за драгоценным камнем мимо гигантской птицы пройти и охота на одноглазого Бегемота. А, к примеру, чтобы выполнить квест на особые ночные фары для Регалии, мне пришлось несколько часов лазить по канализации, пока разобрался чё там и куда и как. Очень запутанная локация! Игрового контента очень много - я лишь частично побегал по квестам и прошёл основной сюжет и у меня уже под 50 часов натикало. А у меня ещё куча квестов в мире не сделаных и даже не начатых. Как бы это ещё 50 часов не заняло. Общение в игре и диалоги. Тут я просто аплодирую стоя! Такого количества озвученных диалогов я, наверно, ни в одной игре не видел! Причём я так понимаю они озвучены не только на японском, но и на английском все - а это значит, что озвучено в два раза больше, чем довелось мне услышать. В этой игре нет привычных для РПГ диалоговых окошек, когда ты подходишь к кому-то поговорить и игра стопается и начинается смена окошек с текстом, а ты тупо сидишь и читаешь. Здесь всё в движении, всё реалистично: Включил радио и слышишь голос диктора на некотором удалении от самого приёмника. Проходишь мимо людей в городах и поселениях и слышишь, как они разговаривают друг с другом (при этом ты волен делать что угодно в допустимом радиусе от говорящего). Очень много диалогов происходит между сопартийцами прямо "на ходу": пока вы едите в машине, пока едите на Чокобо, пока просто бегаете по окрестностям охотясь или слоняетесь по городу. Это действительно "оживляет" происходящее, делая перебег из точки А в точку Б не столь унылым и скучным, как это обычно бывает в подобных играх. Диалоги на ходу экономят много времени, так как ты не вынужден стоять на месте читая текст в окошках, а можешь заниматься делами попутно слушая или читая. Мне приходилось читать, но благо я много всего с субтитрами смотрю, так что это не проблема читать сабы не отвлекаясь от происходящего. Но как представлю, какого японцам или англоговорящим, которые всё могут чисто на слух воспринимать - для них же это РПГ в которой практически ничего не надо читать! Вдумайтесь только, РПГ в которой не надо читать!...
4. Геймплей. Геймплей очень увлекательный. Тут нет такого понятия, как унылый гринд. Даже убийство рядовых врагов проходит гораздо интереснее, чем в типичных ЖРПГ. Но правда в боёвке и общего с боёвкой из ЖРПГ очень мало. Хоть я уже наиграл 50 часов, хоть я уже прошёл основной сюжет, мне всё равно хочется играть дальше. И если по другим вещам ФФ 15 много всего накопировала, то вот геймплей у неё действительно самобытный и уникальный. А как здесь магия реализована! Варпы и прочее. Круто! Жалко только суммонов мало очень. И сама система их призыва мне не понравилась - какая-то она не очевидная и не прозрачная для игрока. К примеру у меня только Рамух иногда призывался в боях и всё, никого другого я не видел (только в сюжетных сценах). И это реально расстраивает - я бы предпочёл иметь какую-нибудь отдельную шкалу энергии, которая бы от чего-то заполнялась, наподобие "Оруженосца". Чтоб заполнив я мог выбрать саммона и призвать его в нужный момент. А так 5-7 Рамухов и всё за пятидесятичасовое прохождение. И это при том, что сам призыв Саммонов здесь поистине эпичный, у меня первый раз когда Рамуха призвал даже мурашки пробежали - сделано очень круто! Круче призывов я не видел. В общем очень странное решение сделать что-то настолько крутое и сделать при этом так, чтобы многие игроки это даже не увидели. Система прокачки в игре отдалённо напоминает СферГрид из десятки. И хоть количество узлов (нодов) здесь меньше, но зато все они дают что-то существенное, а не банальное повышение какой-нибудь характеристики на +5. В итоге рутина из распределения очков прокачки полностью исключается. Почти каждый раз, как я набирал некоторое количество ОС, я заходил на экран распределения очков и раздумывал некоторое время куда бы их вложить, потому что большинство нодов оказывали влияние на геймплей. Единственное, что мне не понравилось в этой системе - это большое количество нодов, которые увеличивают получение ОС или опыта. Тут прям какая-то экономика прям: почти всю первую половину игры мне приходилось зарабатывать ОС, чтобы вложить их в способность зарабатывать ОС .... Т.е. Прокачка системы прокачки - очень странно это. Реализация перемещения на Регалии и Чокобо тоже понравились. Чокобо, определенно, лучше чем Плотва из Ведьмака!))) Регалия вообще чрезвычайно полезная - до выхода игры я думал, что машина будет скорее обузой, т.е. нужно будет вечно с ней таскаться. А на деле вышло довольно удобно, во многом благодаря возможности телепортироваться к машине. Т.е. машину можно было использовать как точку возврата, что было очень удобно вкупе с тем, что за точку возврата можно было использовать и место последнего отдыха. Используя Чокобо для небольших перемещений, а Регалию для крупных переездов, путешествие по игровому миру становится очень комфортным (ещё и под музычку). Тут главное как можно раньше сделать квест на Чокобо, прям при первой же возможности. Сложность в игре, считаю, оптимально настроена (я на нормале играл, и он действительно предлагал нормальную сложность, не слишком легко, не слишком сложно). При этом хардкорные игроки всегда могут с лёгкостью найти для себя сложные битвы. В частности я брал охоты, монстры в которых были уровней на 10 меня выше и их убийство было уже не лёгким, а, например, в канализацию за фарами я вообще попёрся уровней на 10-15 меньше врагов, там обитающих (причём ещё и не поев, а еда в этой игре очень много даёт). Учитывая, что там негде поесть или поспать, а врагов дофига, в том числе всякие Юджимбо, Наги и мини-Левиафан (не помню как назывался этот босс), то было сложно проходить, пришлось капитально потратить накопленные зелья и элики. В общем всегда, когда хочется сложных боёв, можно просто пойти выполнять квест не на свой уровень. Очень прикольно реализована система магии и синтеза заклинаний, типа в качестве катализатора можно всякое сувать и там разные эффекты могут быть. Но в этом кроется и некоторая проблема лично для меня. В игре не через продажу лута денег добывается очень мало, мне ели ели хватало на основные покупки. А этот лут продавать рука не поднималась, потому что он весь мог понадобится для фьюза или квестов или ещё чего (т.е. выбив какой-нибудь дорогой лут, ты не был уверен, что он тебе не понадобится в будущем). В итоге весь лут таскаю при себе, а денег нифига нет. Лучше бы сделали часть лута с возможностью применения в чём-нибудь (в том же синтезе заклятий например), а часть лута чисто для продажи с соответствующим упоминанием в описании. Сейчас же на всём луте написано, что его можно продать за некоторую сумму ... ну спасибо, теоретически я и без них знаю, что там всё продать можно, мне бы узнать, что только для продажи и годится.
В общем и целом, Финал Фэнтази 15, по-моему, получилась очень хорошей игрой, но довольно сильно отходящей от устоев серии и ЖРПГ в целом. В этой игре всё на высоком уровне, кроме сюжета - он, конечно, слабоват для JRPG. Подозреваю виной тому необходимость уложиться в сжатые сроки и обрезка большого количества первоначальной концепции сюжета. Но в любом случае не жалею о покупке игры. Эти 50 часов были увлекательными и думаю будет ещё столько же или около того.
Исправлено: Ainlaizer, 14 декабря 2016, 05:13Видюшки ФФ13: Адаманчилд NCU NUA Гигантуар патей с 345-2570 HP без сумонов и инстант чейна |
|