|
| |
Почему Соколов завел речь про разность захоронений — потому что его собеседник-священник указывал на сложные первобытные захоронения как на принципиальное отличие человека от животных. И Соколов стал говорить, что не все захоронения такие сложные, а самые древние захоронения, которые мы знаем - они совсем не такие сложные. И что для самых древних людей, до неандертальцев, вообще никаких особых захоронений нет. Ну то есть просто скелеты находятся, всякие каменные орудия, останки кострищ и костей животных со следами обработки, а вот чтобы древние люди как-то специально находили особые места для погребения, как-то специально укладывали в них тела, да чтобы там были остатки цветов или какие-то орудия - это уже начиная с неандертальцев.
Правда, года три назад я в этой самой теме рассказывал про испанскую "яму костей" с останками гейдельбергских людей и красный каменный топор в этой яме. Что, возможно, гейдельбергские люди (а это Homo Erectus, то есть тот же вид, что питекантропы) туда специально скидывали покойников. Ну и гипотезы, что, наверное, этот топор в яму положили специально, т.к. он слишком ценный для этой эпохи, чтобы его просто так туда уронить и там оставить. А раз положили специально, то это уже говорит о каких-то обрядах или религии даже. А это 350 тысяч лет назад.
Вердек @ 01 октября 2019, 16:34 | Как проследить церемонии тех времён, о которых нет никаких записей? |
Вердек @ 01 октября 2019, 17:48 | Вот археолог откапывает могилу в которой кроме частей скелета нет ничего. Что он должен заключить? Что это самые ранние этапы в эволюции захоронений? |
Ну, можно изучать, как устроена могила (и что это именно могила, а не человек упал в болото и там утонул, например), как тело ориентировано, в какой позе уложено в могилу (вон в ролике говорилось о погребениях в характерной позе эмбриона), как останки готовили к погребению, не выкапывали ли потом для каких-то новых обрядов. |
|