|
| Final Fantasy XVI |
|
| |
Продолжаю делиться впечатлениями от игры в бесконечную MMO Final Fantasy XIV Online. На очереди расширение Heavensward (версия 3.0). Предыдущие отчёты по ссылкам: [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ]
Final Fantasy XIV: Heavensward (PS4)
ЧАСТЬ 1
Запоздалый камбэк
До отвала наигравшись в Final Fantasy XIV: A Realm Reborn, ушёл из игры, когда в ней стало банально нечего делать (разумеется, речь только об интересующих лично меня занятиях). Но, поскольку игра оставила самые приятные впечатления, не сомневался, что раньше или позже к ней вернусь, чтобы заценить новый контент. Не предполагал только, что возвращение это получится настолько долгим и проблемным.
Во-первых, как-то не горел желанием отваливать за Heavensward кучу денег. Экспаншен стоимостью в полноценный новый релиз - это жлобство, какой стороной не поворачивай. Наивно надеялся, что уже через месяц-другой цена неминуемо упадёт, но в реальности, первый небольшой прайскат случился только месяцев через девять после запуска. Во-вторых, версия для PS4 продолжительное время была в принципе недоступна для российских игроков, из-за каких-то там бюрократических накладок с возрастным рейтингом. И ладно бы всё ограничилось выпиливанием игры из российского PSN, так не прокатывали даже дисковые европейские версии Heavensward, которые на русских аккаунтах просто-напросто отказывались активироваться. Такое вот западло. Вопрос с рейтингом со временем разрешился, и игра вернулась в PSN, но вот дождаться хоть какой-нибудь скидочки мне так и не удалось. За отсутствием дисковых альтернатив, грязные барыги из местного PSN не только не сбросили цену, но умудрились ещё и накрутить её выше общеевропейской по курсу (на фоне беснований вокруг очередного проседания рубля). Желал им всего самого неблагополучного, оформляя таки покупку. С того момента, как я покинул игру, прошло ровно восемь месяцев, так что всё для меня начиналось, можно сказать, с чистого листа.
Главным событием, случившимся за время моего отсутствия, стал массовый исход русскоязычных игроков на европейские сервера (которые внезапно стали европейскими не только по названию, но и по фактическому расположению). Свалила и моя бывшая ФК, причём весьма радикальным манером, не оставив на сервере даже символического представительства. Так что, залогинившись, я обнаружил себя реально бомжом, без крыши над головой и с арестованным чокобо. Быстренько прикинув в уме все за и против, пришёл к простому выводу, что смысла куда-то там переезжать нет никакого (да и вообще не догнал я сути всей этой массовой истерии с переездом, если честно). Важность пинга представляется мне сильно переоценённой (конкретно в этой игре, по крайней мере, в шутерах каких-нибудь он понятно будет решать), а европейский праймтайм для меня ещё менее удобен, чем американский. Не говоря уже о том, что переезд - удовольствие совсем даже не бесплатное (15 евро), а бабла в эту денежную яму вбухано и так уже неприлично много (что-то около 10к, если собрать всё в кучу). Побегав какое-то время соло, прибился к рандомной англоязычной ФК, где и проболтался больше года (грязные казуалы и ролплейщики, в большинстве своём, но зато дружбомагия во все поля и принудительное отсутствие драм, что меня полностью устраивало).
В остальном, к счастью, всё осталось на своих привычных местах. Несмотря на очень долгое отсутствие в игре, адаптация прошла на удивление быстро и безболезненно - руки, так сказать, сами вспомнили, как жонглировать менюшками и накручивать ротации, и уже через пару дней, от силы, я чувствовал себя как дома.
Трудно быть богом бардом
Но впереди поджидало, пожалуй, самое жёсткое разочарование, которое я испытал за всё время, проведённое в игре. Речь, конечно, о печально известных изменениях, произошедших с профессией барда, которая, так уж сложилось, является для меня основной. Называя вещи своими именами, барда в Heavensward просто-напросто сломали, причём в особо изощрённой манере, наплевав игрокам прямо в душу и заставив их усомниться в преданности своей любимой профессии. Конечно, прошло уже порядочно времени, и бомбить лично у меня давно перестало, но в тот самый момент, когда я только распробовал новые умения и осознал, насколько же, мама дорогая, всё стало плохо, я был реально подавлен, уничтожен и разбит (справедливости ради, меня предупреждали, но тогда я не воспринял предостережения всерьёз). Прошёл все стадии принятия неизбежного - отрицание (не-не-не, они не могли так поступить, видимо я не до конца разобрался), гнев (да вы там совсем что ли поехали, дебилы, я лучник, а не маг!), торг (назло Ёши буду принципиально играть без WM), депрессия (ну вот и всё, пришло время окончательно перепрофилироваться в ниндзю) и, наконец, принятие (да пофиг, привыкну со временем назло всем врагам, бард онли и форева).
Но, наверное, стоит пояснить. Если в двух словах, то одновременно с запуском Heavensward у барда отобрали самую главную особенность, ради которой большинство (включая меня) и выбирало эту профессию - возможность беспрерывно атаковать в движении, без ущерба для DPS. Теперь, все основные атаки кастуются (какое-то время), аналогично заклинаниям магов, что вынуждает барда стоять на месте столбом (малейшее движение сбивает каст). Скорее всего, планировалось что-то вроде альтернативной атакующей стойки, ситуационно включаемой на DPS-чеках, но знающие люди быстро подсчитали, что новый стиль игры при любом раскладе выдаёт значительно больший DPS, чем старый, так что в реальности у бардов не осталось выбора, кроме как кардинально изменить привычную манеру игры, либо переключиться на какую-то другую профессию (что очень многие и сделали, судя по статистическим выборкам до и после релиза 3.0). Что самое несправедливое, ни с одной другой профессией не произошло таких радикальных (и ничем, в сущности, не оправданных) перемен, так что вопросов к разработчикам (и их глубокоуважаемым мамам) у бардов накопилось немало (профильные форумы и реддиты полыхали от боли не меньше года).
Но были и удачные решения, конечно. В коем-то веке барду дали адекватный атакующий Limit Break, которому можно найти осмысленное применение. Умение вроде Iron Jaws (синхронное обновление дотов + релевантный урон) напрашивалось уже давно. Пофиксенный Warden's Paean (мгновенное снятие вредного статуса и/или защита от следующего на 30 секунд) частенько выручает в сложных ситуациях, но провоцирует досадные напряги с отдельными оборзевшими WAR, наивно полагающими, что барду не ложить на их внезапные приступы пацифизма, покуда в партии болтаются два лекаря. Ну а Empyreal Arrow, грамотно прогретая Barrage и баффами по откату, да с Sidewinder вдогоночку - это, конечно, поэзия в чистом виде. Ода разрушению и боли, исполняемая под крики умирающих врагов. Именно то, ради чего бард и был рождён, пока его не превратили в подносчика снарядов для поганых кастеров (да подавитесь вы, подавитесь своим реквиемом, упыри). В целом, курс был выбран верно - вместо того, чтобы накручивать бесполезный саппорт, прибавили в чистом атакующем потенциале, чтобы бард не проседал так сильно относительно других ДД. Но убогий Wanderer's Minuet пустил всё коту под хвост... Как бы то ни было, со временем более-менее освоился (но не смирился!), деваться некуда. Но, на всякий случай, натаскал ещё и навык игры ниндзей (с этой профессией разработчики обошлись куда более благосклонно, почти все новые умения в тему), а то кто его знает, какое ещё больное издевательство готовят для несчастных бардов в Stormblood.
Количество ≠ Качество
Должен сказать, экспаншену удалось приятно удивить меня чистым объёмом контента, который он предлагает (что слегка подуспокоило мою ручную жабу, всё ещё причитающую о 3,5 косарях, спущенных на долбанный DLC). Может быть, для MMO подобное в порядке вещей (сравнивать не с чем), но я ожидал от Heavensward много меньшего, это факт. Предполагал, что спокойненько освою весь новый контент за месяц-полтора максимум, но на деле пришлось затратить все три. Скажем, повышение капа уровня до 60-ти представлялось мне чисто технической функцией для добавления новых монстров, шмота и оружия. Но по факту, в эти жалкие +10 уровней умудрились зарядить контент, совершенно сопоставимый по объёму с тем, что приходилось осваивать, качаясь с 1-го уровня до 50-го. Примерно такое же количество классовых квестов (с новыми сюжетными линиями, персонажами и инстансами для каждой профессии) и новых умений, почти столько же времени уходит на прокачку. Конечно, будучи ветераном игры с приличным опытом, уже знаешь, как лучше всего оптимизировать кач, чтобы он занимал минимум времени и усилий, но свои честные три месяца процесс натаскивания всех профессий до 60-го левела всё же занял (качался, в основном, на ежедневных рулетках, челлендж логах и сдаче предметов в GC для крафтеров/собирателей, специально никого кроме барда не форсировал). Общее количество новых данженов, рейдов, праймалов, сюжета, локаций и всего остального тоже более или менее соответствует. По сути, в плане наполнения (и без того громадная) игра увеличилась раза так в полтора, что конечно впечатляет.
А вот к качеству нового контента претензий у меня побольше. Нет, хуже игра совершенно точно не стала, хотя и о каком-то существенном качественном росте тоже говорить не приходится. Основная проблема в том, что экспаншен получился слишком уж схематичным и предсказуемым, чуть ли не буквально копируя весь базовый контент версии A Realm Reborn. Да, в новой обёртке, со свежим сюжетом, артом и музыкой, но чувство, что всё это я уже где-то видел, не покидало ни на минуту. Уже гораздо позже, с промежуточными патчами, в игре стали появляться более необычные, экспериментальные вещи, типа The Diadem, Aquapolis, Palace of the Dead, Squadrons и так далее, что я как раз и рассчитывал увидеть в новом дополнении с самого начала. Дефолтному же набору Heavensward заметно недоставало выдумки, и, как следствие, сам по себе экспаншен генерировал преступно мало новых ощущений и впечатлений (не считая "подарочка" бардам, конечно, нам впечатлений хватит на всю оставшуюся игровую жизнь), что несколько разочаровало (встрепенувшаяся жаба, пользуясь случаем, передаёт привет 3,5 косарям, спущенным на долбанный DLC). Хочется верить, что на старте Stormblood будет хотя бы слегка побольше креатива и неожиданных решений, но, впрочем, губу лучше не раскатывать.
Драконы, драконы everywhere...
Не могу сказать, что новая сюжетная линия мне особенно понравилась. Но в целом, нужно признать, сюжет стал более компетентным и продуманным, нежели в версии 2.0. Появилось больше осмысленной драматургии, персонажи проработаны чуть глубже, время от времени даже случаются какие-то умеренно-неожиданные сюжетные повороты. Серьёзно напрягали только сцены, разыгрывающие якобы смерть какого-нибудь ключевого героя (с которым, конечно, ничего страшного в итоге не происходит) - когда мне попытались продать тот же самый дешёвый недотвист в третий раз подряд, я недоумённо поднял бровь (они что, прикалываются?), а вот когда на полном серьёзе пошли на пятый заход, стало уже совсем не смешно (справедливости ради, парочку третьестепенных героев всё-таки грохнули как положено, но случилось это уже много позже). Ну и реально подзадрал уже нескончаемый поток пафосной драмы, перемежаемый драматичным пафосом. Хочется, знаете ли, в перерывах между превозмоганиями очередных вселенских зол, видеть и бытовуху какую-нибудь. Углублённое раскрытие характеров и бэкстори ключевых персонажей, например, о которых до сих пор известно преступно мало (с Идой, разве что, дело сдвинулось с мёртовой точки, не прошло и восьми лет, к версии 5.0 может и о Танкреде каком-нибудь соблаговолят сказать пару слов). Осмысленная лав-стори бы не помешала (кто сказал Эдда?). Comic relief, в конце-концов, не одному же Хильдибранду отдуваться. Но нет. Драма! Пафос! Ещё больше пафоса и драмы!! И драконы! О, даа!! Больше, больше драконов!!1 Не, ребята, это уже не серьёзно, на одном пафосе далеко не уедешь. Теплится, впрочем, слабенькая надежда, что в Stormblood сценаристы малость сбавят обороты и займутся более точечным нарративом. Сеттинг всё же более красочный и расслабляющий. Располагает. Но покажет только время.
Ну а так, сюжет игры конечно ещё далёк от уровня (лучших) оффлайновых "Финалок", но хотя бы вырос из штанишек одноклеточной анти-имперской агитки образца A Realm Reborn. Прогресс ощущается, и сценарий запросто может ещё прибавить, если в нём появится больше граней и по-настоящему интересные, живые персонажи. Дело за малым (на самом деле нет, но чудеса таки случаются). А вот по части презентации особого прогресса не видать. Толковых катсцен очень мало, режиссура могла быть поинтереснее, от полулюбительской озвучки всё ещё кровоточат уши. Зато, с музыкой всё в очень даже большом порядке - Сокен продолжает отжигать как в рабочем кабинете, так и за его пределами.
Далее: обзор новых фич Heavensward, упарывание мини-играми, рыбацкий хоррор. |
|